Черкассы приветствуют чемпионов

share on:

В мае этого года в Черкассах произошло то, что украинские любители гоночных моделей радиоуправляемых яхт ждали, наверное, с самого рождения этого спорта в стране. В Украине был проведен чемпионат мира всемирной организации NAVIGA в классах секции S – гоночных радиоуправляемых яхт. Замечательное место проведения соревнований – развлекательный комплекс «Бочка» на берегу Днепра, отличная акватория, погода с различными ветровыми условиями, старания организаторов – все это дало возможность создать этот замечательный праздник спорта. В чемпионате участвовали 43 спортсмена из 5 стран в трех классах радиоуправляемых яхт F5-E, F5-M, F5-10.

naviga_01

Гонки радиоуправляемых яхт – интересный и динамичный вид спорта. В нем сочетаются судомодельный и парусный спорт. Важно не только со­здать или иметь быструю и надежную модель, но и уметь ее настраивать под различные ветровые и волновые условия, а также владеть тактикой парусных гонок. Ведь соревно­вания на радиоуправляемых моделях отличаются от гонок на больших яхтах только размерами дистанции, скорос­тью принятия решения и нахождением рулевого на бере­гу, а не на самой яхте. Во всех классах во время одной и той же регаты не разрешается менять кили, рули и центровку лодки (если лодка повреждена – тогда отдельным решени­ем судейского комитета допускается замена). Разрешается менять комплекты парусов и заменять элементы бортового электропитания. Благодаря наличию различных комплек­тов парусов гонки могут проводиться в широком диапазоне ветров – от 0 до 15 м/с. Гонки радиоуправляемых яхт прово­дятся по правилам парусных соревнований.

Первые упоминания об этом спорте относятся к кон­цу 19 века. Тогда модели яхт были еще «прямоходными» – ими нельзя было управлять на расстоянии. Их запускали с одного берега и они должны были одним галсом бы­стрее конкурентов зайти в финишный створ. В начале 20 века зародился самый старый из действующих на сегод­няшний день класс моделей гоночных яхт. Его название – «Марблхед» происходит от названия городка Марблхед в США. А максимальная длина корпуса яхты – 128 см, бы­ла продиктована шириной внутреннего пространства ба­гажника народного американского автомобиля «Форд Т».

В начале 70-х годов прошлого века начали появляться ра­диоуправляемые модели и стали проводиться настоящие гонки. Постепенно радиоуправляемые модели полностью вытеснили «прямоходы».

На сегодняшний день в мире культивируется достаточ­но много классов радиоуправляемых яхт. Классы «А», IOM (international one meter), «Марблхед», «Тенрейтер» регу­лируются Международной парусной ассоциацией (ISAF), точнее ее подразделением радиояхт ISAF RSD, а также соот­ветствующими ассоциациями этих классов, наиболее раз­витой из которых является IOMICA – ассоциация класса IOM. В ISAF RSD входят 32 страны, лидерами обычно являются гонщики из Великобритании, Хорватии, Франции, Испании, Австралии, Новой Зеландии, США и Дании. Чемпионаты ми­ра и континентов проводятся отдельно по классам. В классе IOM, наиболее развитом и популярном, раз в два года про­водится чемпионат мира и чемпионат Европы.

Классы яхт F5-E, F5-M, F5-10 регулируются Международ­ной ассоциацией судомодельного спорта NAVIGA. Их прави­ла очень похожи на соответственные правила классов IOM, «Марблхед» и «Тенрейтер», так что большинство моделей соответствуют и тем, и другим правилам и могут гонять­ся вместе. В NAVIGA по классам радиояхт входит меньшее количество стран. На чемпионаты мира, организуемые NAVIGA обычно приезжают спортсмены из Китая, Польши, Австрии, Германии, Австралии, России, Украины, Беларуси, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии и Болгарии.

Также появляются и независимые ассоциации классов, на­пример, в классах RG 65, MicroMagic, Dragon Force, Laser RC. В основном это миниатюрные классы или классы монотипов, одного производителя, которые набирают большую попу­лярность благодаря своим размерам и доступности по це­не. Стоимость таких лодок не превышает 500 долларов США.

Официально летосчисление радиояхт в Украине мож­но начать с 1975 г., с чемпионата Украины в г. Винница, где впервые стартовали радиояхты класса F5-М («Мар­блхед»). Первым победителем чемпионата УССР стал Ва­лерий Бондаренко из Киева. Также до недавнего времени, а именно: до описываемых в данной статье соревнований, он был единственным украинским спортсменом, кому удалось завоевать медаль чемпионата мира. Он завое­вал бронзовую медаль, однако, с тех времен сохранилось очень мало информации и сложно сказать, в каком году именно это произошло и в каком классе яхт (скорее всего это был класс F5-М).

С конца 80-х годов лидерство в украинских радиояхтах захватила команда Черкасс во главе с Петром Нечаевым, ко­торый воспитал не одно поколение спортсменов, является основателем украинского национального класса F5-П (мо­дели до 85 см), и сам вместе с двумя сыновьями и внуком по сей день занимает высшие ступеньки пьедестала почета чемпионатов Украины.

В 2012 году на международных соревнованиях в Ав­стрии наши иностранные коллеги подали идею – а почему бы не провести чемпионат мира 2015 года в Украине? Ли­дер украинской секции радиояхт Андрей Коваль и все наши спортсмены восприняли с энтузиазмом эту идею и начали искать возможности воплотить ее в жизнь. Как город с дав­ними и лучшими традициями в области радиояхт – Черкас­сы был выбран нами для проведения этих соревнований. К тому же нашу идею радушно восприняло руководство развлекательного комплекса «Бочка», любезно согласившееся предоставить свою инфраструктуру для проведения чем­пионата. Это место не просто идеально подходит по всем параметрам для таких соревнований, но и, по мнению мно­гих побывавших здесь спортсменов, является одним из лучших в Европе, где проводились соревнования радиояхт. Здесь в уютных домиках разместились многие из спортсме­нов, в ресторане и на открытом воздухе было организова­но питание, а также проходили банкет, заседание секции S NAVIGA, церемонии открытия соревнований и награжде­ния победителей, а также другая культурная и спортивная программы.

Заручившись также поддержкой городских властей и спортивных государственных организаций всех уровней, Федерация судомоделизма и судомодельного спорта Украины вышла в 2013 году c предложением к NAVIGA прове­сти чемпионат мира 2015 года в Украине. И на заседании секции S, проходившем во время чемпионата мира 2013 в Польше, было принято соответственное решение.

Началась подготовка к чемпионату мира. Первой и глав­ной серьезной проблемой для организаторов чемпионата стали политические события в Украине. Революция досто­инства и последовавшая за ней агрессия России повлия­ли на желание спортсменов со всего мира приехать к нам. На организованные в мае 2014 года, как репетицию чем­пионата мира, соревнования «Кубок Кременчугского мо­ря» в Черкассы приехали только украинские спортсмены. Тем не менее, осветив данное событие на сайте украин­ских радиояхт rc-sailing.in.ua, нам удалось показать, что ре­альная картина ситуации кардинально отличается от того, что показывают по телевизору. Благодаря этому, уже в ию­не прошлого года к нам на открытый чемпионат Украины согласился приехать лидер секции S NAVIGA Карл Хайнц Бу­хеггер. Он ознакомился с местом проведения соревнований, дал высокую оценку уровню подготовки организаторов, но главное – он увидел своими глазами, что приезжать к нам безопасно и в дальнейшем сумел убедить скептиков в ру­ководстве NAVIGA, что чемпионат мира должен состоять­ся в Украине. В конце 2014 года на заседании президиума NAVIGA было принято окончательное решение о проведе­нии чемпионата мира 2015 в Черкассах.

Однако до последнего момента оставались сомнения в успешном проведении соревнований. Приедут ли к нам спортсмены из других стран? Не испугаются ли телевизи­онной пропаганды? Но постепенно стали поступать заявки от различных федераций и мы стали понимать, что наши усилия по подготовке чемпионата не пройдут даром. Очень обрадовали наши китайские друзья. Их заявка пришла од­ной из первых и они заявили большую делегацию, вклю­чающую лучших спортсменов – неоднократных чемпионов и призеров предыдущих чемпионатов мира. И нужно от­дать должное Федерации судомоделизма и судомодельного спорта Украины, Министерству молодежи и спорта Украи­ны, а также посольству Украины в Китае, которые сумели в очень сжатые сроки подготовить приглашение для китай­ской делегации и оформить визы. Это была очень нервная и напряженная работа, но от нее в большей степени зависел успех чемпионата и мы все с ней справились вовремя.

Отдельно также стоит отметить старания и непреклон­ную позицию австрийской команды. Они первые подали за­явку на участие в сильнейшем своем составе, включающем неоднократного чемпиона мира Манфреда Вольфингера и главного судью чемпионата мира Карла Хайнца Бухеггера. Они убеждали спортсменов разных стран приехать к нам, а также всячески способствовали организаторам, делясь сво­им большим опытом проведения соревнований на высоком уровне.

Польские спортсмены долго сомневались, но в итоге прислали сильную команду, юниоры которой всегда слави­лись своими победами, и на этом чемпионате подтвердили это, завоевав большинство медалей.

Итак, все началось 1 мая. Первые два дня проходил обмер лодок и регистрация участников. С этой работой успешно справлялись Петр Нечаев, Андрей Коваль и Лариса Пасха­лова, помогали и другие украинские спортсмены и специа­листы. Участники, прошедшие обмер и регистрацию могли проверить свои модели на воде и опробовать их на трени­ровке.

naviga_03

Приготовления прошли успешно и 3 мая начались стар­ты класса F5-E. Это самый маленький и доступный из меж­дународных классов. Длина лодки 1 метр, размеры парусов, а также многие другие параметры ограничены максималь­ными значениями, что делает этот класс наиболее стро­гим и бюджетным. В гонках этого класса приняло участие 37 участников – 25 взрослых и 12 юниоров. Они гонялись в двух группах. После каждой гонки группы формировались вновь в зависимости от результатов предыдущей гонки – нечетные места в первую группу, четные – во вторую. Такая система носит название MSS – most simple system (в перево­де с англ. самая простая система).

naviga_07С первых же гонок лидерство захватили австрийцы. С каждым днем они увеличивали свой отрыв и в итоге Манфред Вольфингер (AUT 09) защитил свой титул чемпиона мира, а Джерральд Оберрайтер (AUT 20) впервые для се­бя завоевал высокую награду и стал серебряным призером. А вот борьба за 3 место развернулась очень острая. Очень ровно шли 4 спортсмена – Ксуан Донг Бо (CHN 02), Лин Дуо Сен (CHN 833), Лин Йи Нинг (CHN 07), все из Китая и Тимур Кишубаев (UKR 34) из Одессы. Даже перед последней гон­кой не было ясно, кто займет какое место. В итоге, выиграв последнюю гонку, третьим стал Лин Дуо Сен. Тимур Кишу­баев – пятым. В десятке сильнейших среди взрослых также оказалось еще 2 украинских спортсмена: 9 место занял Олег Нечаев (UKR 24), 10 – Игорь Нечаев (UKR 32).

Среди юниоров победителем стал Гао Йи Фу (CHN 137). Далее расположилась польская команда. Павел Гош (POL 17) – второй, Ежи Рутц (POL 14) – третий, Кароль Бак (POL 201) – четвертый. Лучший из украинских юниоров – одессит Илья Шарабуров (UKR 50) – занял 5 место.

naviga_08

Гонки в классе F5-M начались 7 мая. Этот класс – «Марблхед» – самый старый в истории моделей яхт. Ему более 100 лет. До недавнего времени он был самым популярным в ми­ре. Лодки длиной 127-128 см имеют очень изящную форму парусов, обусловленную правилами их обмера. На этих ра­диояхтах применяются все самые современные материалы и технологии, а также дополнительные сервомеханизмы для настройки парусов. В гонках этого класса приняло уча­стие 22 спортсмена – 14 взрослых и 8 юниоров. Они гоня­лись по системе MSS в двух группах.

Начиная со 2 дня лидерство прочно захватил Тимур Ки­шубаев (UKR 34). Но борьба получилась упорная. Китай­ский гонщик Гонг Кун Ксинг (CHN 98) – серебряный призер чемпионата мира 2013 в этом классе наверстывал отста­вание и в последний день по итогам 20 гонок сумел обой­ти нашего спортсмена на 0,2 балла. Однако его пребывание на 1 месте закончилось уже после следующей гонки. Тимур уверенно провел оставшиеся 4 гонки и стал первым в исто­рии Украины чемпионом мира в этом виде спорта. Серебря­ным призером, как и 2 года назад, стал Гонг Кун Ксинг (CHN 98), бронзовую медаль завоевал Ксуан Донг Бо (CHN 02).

Тимур Кишубаев
Тимур Кишубаев

Среди юниоров победил Ли Бо Лин из Китая (CHN 058), 2 место занял Ежи Рутц (POL 14) из Польши, 3 – Павел Гош (POL 17), также Польша. Лучший из украинских юниоров Илья Шарабуров (UKR 50) из Одессы занял 5 место.

Гонки класса F5-10 «Тенрейтер» начались 11 мая. Радиояхты этого класса являются самыми большими, их длина и площадь парусности связаны формулой обратной зависи­мости, не позволяющей гоночному баллу превышать значе­ние 10 (отсюда и название класса – с англ. Ten rate – десять баллов). Также запрещены многокорпусные конструкции. В остальном же класс свободный как в вопросах размеров и применяемых материалов, так и в вопросах количества ре­гулирующих сервомеханизмов.

Гонялись в этом классе 23 участника – 16 взрослых и 7 юниоров. Ксуан Донг Бо (CHN 02) из Китая, неоднократ­ный чемпион мира в этом классе, лидировал в течение всех гонок и со значительным отрывом защитил свое звание. Вторым стал Манфред Вольфингер (AUT 09) из Австрии, третьим – китаец Лин Йи Нинг (CHN 07). Наши Андрей Ка­данцев (UKR 42) и Андрей Коваль (UKR 35) заняли соответ­ственно 6 и 7 места.

naviga_04

А вот среди юниоров отличился Илья Шарабуров (UKR 134), который сумел оправдать сделанные на него в этом классе ставки и выиграл звание чемпиона мира. Ему уда­лось всего на 0,7 балла в напряженной борьбе обойти ки­тайского вундеркинда Гао Йи Фу (CHN 37). Третье место занял Павел Гош (POL 14) из Польши.

naviga_06

Подводя итоги этого первого во многих значениях для Украины события, стоит отметить массу положительных отзывов на моделистских сайтах и блогах разных стран. Те, кто принимал участие, тепло отзывались об уровне ор­ганизации и созданной атмосфере настоящего праздни­ка радиояхт. Те, кто не приехал, по-доброму завидовали и поздравляли участников соревнований и организаторов с успешным проведением чемпионата.

naviga_09

Мы совместными усилиями сделали это и показали все­му миру, какая Украина гостеприимная, цивилизованная и мирная, что здесь есть сильные спортсмены и люди, любя­щие этот спорт всей душой.

Огромное спасибо всем участникам, а также всем, кто по­мог это событие сделать ярким и незабываемым, а именно:

  • развлекательному комплексу «Бочка»;
  • Федерации судомоделизма и судомодельного спорта Украины;
  • Отделению НОК в Черкасской области;
  • департаменту образования и гуманитарной политики Черкасского городского совета;
  • Центру детского и юношеского творчества г. Черкассы;
  • Интернет-магазину Radiosailing.in.ua.

Текст: Тимур КИШУБАЕВ
Фото предоставленны организаторами

Leave a Response