Мы беседуем с президентом Украинской ассоциации класса SB20, заслуженным мастером спорта Украины, серебряным призером Олимпийских игр в Афинах и чемпионом мира в классе 49-er, победителем Золотого Кубка, чемпионом Европы и призером чемпионата мира в классе «Дракон» Георгием Леончуком.
Георгий, чем вызвана такая популярность класса SB20 в мире?
История класса начинается в 2002 году, когда дизайнер Тони Кастро при сотрудничестве с Laser Performance Ltd создал новую яхту – Laser SB3, так как она производилась и продвигалась компанией Laser. В 2012 году лицензия компании «Лазер» закончилась, и яхта получила новое название – SB20 (Sport Boat длиной 20 футов).
Единая и достаточно простая конструкция корпуса и оснащения яхты дает возможность участникам гоняться в практически равных условиях.
Толчок развития этого класса в Украине дала компания «Трансбункер» в Черноморском яхт-клубе, закупив для клубного движения более 12 яхт. На этих яхтах с 2006 года проводится традиционная регата «Дружба» с приглашением украинских и иностранных яхтсменов.
В свою очередь, в 2006 году мы с Родионом Лука были приглашены на чемпионат Европы во Франции, и в экипаже с Сергеем Пугачевым завоевали третье место на совершенно неизвестной для нас яхте в большом флоте.
Класс яхт SB20 является одним из самых популярных классов спортивных килевых яхт в мире, его флот насчитывает более 1000 яхт. Эта популярность обусловлена многими факторами: простота в управлении, динамичность и безопасность, доступность и легкость в транспортировке, в том числе и на большие расстояния.
Суммарный вес экипажа должен быть не более 270 кг, это 3-4 яхтсмена. Лодку можно ставить на воду как со слипа, так и краном.
Класс является очень привлекательным как среди спортсменов-профессионалов высокого уровня, так и среди любителей. Для первых он интересен тем, что позволяет принимать участие в регатах с большим флотом, а также показывать высокие результаты с командой различного уровня подготовки. А для любителей он привлекателен тем, что за короткое время можно добиться достаточно хороших навыков, принимать участие в регатах наравне с профессионалами, показывать достойные результаты на гонках национального и международного уровня.
Как давно Украина представлена на международном уровне в SB20, успехи наших спортсменов в этом классе?
Украинские гонщики-профессионалы часто принимают участие в международных регатах в классе SB20 и показывают отличные результаты. Так, Родион Лука, Игорь Матвиенко, Руслана Таран, Андрей Клочко неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Европы. В 2015 году в чемпионате мира на озере Града, Италия, приняли участие 5 украинских экипажей из Киева, Одессы, Никополя. Это было самое большое представительство украинских яхтсменов на чемпионатах мира за всю историю развития украинского парусного спорта. И участие было более чем успешным. В «золотом» флоте выступали экипажи из Киева (шкипер Родион Лука, матросы Игорь Матвиенко, Светлана Сорокина), Одессы (шкипер Валерий Половой, матросы: Владимир Богомолкин, Владимир Стасюк) и Никополя (шкипер Валерий Бундюк, матросы: Юлий Худомака, Олег Изюмцев). В «серебряном» флоте – еще два украинских экипажа: Константин Емченко/Сергей Немченко/Артем Емченко и Сергей Елов/Дмитрий Потоцкий/Юрий Бондаренко. А экипаж Родиона Лука в 2015 году второй раз стал серебряным призером чемпионата мира.
Готовимся к чемпионату мира 2016, который пройдет в сентябре в Португалии. Планируется участие 2-3 украинских экипажей.
Как сегодня развивается этот класс в Украине?
Класс SB20 становится очень популярным и в Украине. На данный момент в нашей стране флот SB20 самый большой среди килевых спортивных яхт-монотипов – 21 яхта. Базируются они в Киеве, Одессе, Никополе, Запорожье. Среднее количество яхт, которые принимают участие в регатах, составляет 12–16 лодок, что делает соревнования интересными для спортсменов и зрелищными для любителей парусного спорта.
В календарь соревнований ВФУ 2016 года включены 5 этапов Кубка Ассоциации класса, чемпионат Украины. Места проведения регат определены в зависимости от пожеланий яхтсменов и возможностей яхт-клубов.
В прошлом году с успехом в Никополе прошел чемпионат Украины в классе. Благодаря энтузиазму и помощи никопольских яхтсменов – членов Ассоциации, соревнования были очень хорошо организованы и проведены. В регате участвовали 10 экипажей из Киева, Одессы, Никополя, Запорожья.
Мы были рады увидеть на дистанции нашего олимпийца Бориса Швеца –на чемпионате он составил достойную конкуренцию лидеру класса Родиону Лука. Уверен, старты в SB20 в плане совершенствования также помогли Борису завоевать для Украины лицензию в классе 470 на Олимпийские игры 2016 года в Рио.
Регата дала большой всплеск парусной жизни Никополя, яхт-клуб ожил. Каждый день на воде было много катеров и яхт со зрителями. Участники чемпионата ощущали доброжелательную атмосферу и гостеприимство на протяжении всей регаты. Особую благодарность за энтузиазм и помощь хочется выразить никопольским яхтсменам Валерию Бундюку, Юлию Худомаке, Константину Емченко, Сергею Прусу и всем любителям паруса в Никополе.
В этом году в одесском этапе Кубка Ассоциации SB20 нашла возможность поучаствовать в составе одесских любителей и Анна Киселева, двукратная чемпионка Европы, серебряная медалистка чемпионата мира среди юниоров в классе 470.
Участие спортсменов-профессионалов мирового уровня в регатах повышает интерес участников, дает возможность совершенствования их спортивного мастерства, способствует привлечению в класс новых яхтсменов-любителей, пришедших в парусный спорт во взрослом возрасте, что, безусловно, положительно влияет на развитие класса SB20.
Меня также очень радует, что в классе находят свое место молодые яхтсмены, которые по каким-либо причинам прекратили выступления в олимпийских классах. Важно – они остаются под парусами и в роли инструкторов передают опыт другим яхтсменам. В экипаже с двумя-тремя любителями-новичками создают отличную конкуренцию в гонке флота, а это и есть развитие! В класс, да и в яхтинг, приходят новые люди и получают драйв от спорта.
В Киеве и Одессе есть возможность научиться ходить на яхтах SB20 и получить азы яхтинга, работают школы с квалифицированными тренерами.
I этап Кубка Ассоциации SB20 состоялся 21–24 апреля 2016 года в Одессе. Почему именно Одесса?
Прежде всего, по инициативе яхтсменов-одесситов Ассоциации класса SB20 и их большого желания встретиться и посоревноваться на дистанции с соперниками из других городов.
В организации I этапа Кубка большую помощь оказали Парусная федерация Одесской области и принимающий соревнования Черноморский яхт-клуб.
Хочется отметить, что перемены в парусном спорте Одесской области положительно влияют и на развитие класса SB20. Если раньше препятствовали во многих вопросах, в том числе и в выходе спортсменов на воду, то сейчас ситуация изменилась кардинально: приглашают, гостеприимно встречают, помогают и содействуют проведению соревнований.
Но, к сожалению, еще существуют определенные проблемы с проведением регат в других городах Украины. Это, прежде всего, устаревшая инфраструктура яхт-клубов, слабое материально-техническое обеспечение, а также сложность в подборе судей.
Ассоциация класса в постоянном поиске новых локаций для проведения регат. Нам нравится открывать новые акватории, да и яхт-клубам на пользу, когда в них появляется много парусов, яхтсменов, кипит активная спортивная жизнь.
Текст: Сергей ПОЛИЩУК
Фото предоставлены Ассоциацией класса SB20