Популярный SB20

share on:

Мы беседуем с президентом Украинской ассоциации класса SB20, заслуженным мастером спорта Украины, серебряным призером Олимпийских игр в Афинах и чемпионом мира в классе 49-er, победителем Золотого Кубка, чемпионом Европы и призером чемпионата мира в классе «Дракон» Георгием Леончуком.

sb_01

Георгий, чем вызвана такая популярность класса SB20 в мире?

История класса начинается в 2002 году, когда дизайнер Тони Кастро при сотрудничестве с Laser Performance Ltd создал новую яхту – Laser SB3, так как она производилась и продвигалась ком­панией Laser. В 2012 году лицензия компании «Лазер» закончилась, и яхта получила новое название – SB20 (Sport Boat длиной 20 футов).

Единая и достаточно простая кон­струкция корпуса и оснащения яхты дает возможность участникам гонять­ся в практически равных условиях.

Толчок развития этого класса в Украине дала компания «Трансбун­кер» в Черноморском яхт-клубе, заку­пив для клубного движения более 12 яхт. На этих яхтах с 2006 года прово­дится традиционная регата «Дружба» с приглашением украинских и ино­странных яхтсменов.

В свою очередь, в 2006 году мы с Ро­дионом Лука были приглашены на чемпионат Европы во Франции, и в экипаже с Сергеем Пугачевым завоева­ли третье место на совершенно неиз­вестной для нас яхте в большом флоте.

Класс яхт SB20 является одним из самых популярных классов спортив­ных килевых яхт в мире, его флот насчитывает более 1000 яхт. Эта популярность обусловлена многими факторами: простота в управлении, динамичность и безопасность, доступ­ность и легкость в транспортировке, в том числе и на большие расстояния.

Суммарный вес экипажа должен быть не более 270 кг, это 3-4 яхтсме­на. Лодку можно ставить на воду как со слипа, так и краном.

Класс является очень привлека­тельным как среди спортсменов-про­фессионалов высокого уровня, так и среди любителей. Для первых он ин­тересен тем, что позволяет принимать участие в регатах с большим флотом, а также показывать высокие резуль­таты с командой различного уровня подготовки. А для любителей он привлекателен тем, что за короткое время можно добиться достаточно хороших навыков, принимать участие в регатах наравне с профессионалами, показы­вать достойные результаты на гонках национального и международного уровня.

sb_02

Как давно Украина представлена на международном уровне в SB20, успехи наших спортсменов в этом классе?

Украинские гонщики-профессиона­лы часто принимают участие в меж­дународных регатах в классе SB20 и показывают отличные результаты. Так, Родион Лука, Игорь Матвиенко, Руслана Таран, Андрей Клочко неодно­кратно становились призерами чем­пионатов мира и Европы. В 2015 году в чемпионате мира на озере Града, Ита­лия, приняли участие 5 украинских экипажей из Киева, Одессы, Никопо­ля. Это было самое большое предста­вительство украинских яхтсменов на чемпионатах мира за всю исто­рию развития украинского парусно­го спорта. И участие было более чем успешным. В «золотом» флоте высту­пали экипажи из Киева (шкипер Ро­дион Лука, матросы Игорь Матвиенко, Светлана Сорокина), Одессы (шкипер Валерий Половой, матросы: Владимир Богомолкин, Владимир Стасюк) и Ни­кополя (шкипер Валерий Бундюк, ма­тросы: Юлий Худомака, Олег Изюмцев). В «серебряном» флоте – еще два укра­инских экипажа: Константин Емчен­ко/Сергей Немченко/Артем Емченко и Сергей Елов/Дмитрий Потоцкий/Юрий Бондаренко. А экипаж Родиона Лука в 2015 году второй раз стал се­ребряным призером чемпионата мира.

Готовимся к чемпионату мира 2016, который пройдет в сентябре в Порту­галии. Планируется участие 2-3 укра­инских экипажей.

sb_03

Как сегодня развивается этот класс в Украине?

Класс SB20 становится очень попу­лярным и в Украине. На данный момент в нашей стране флот SB20 самый боль­шой среди килевых спортивных яхт-монотипов – 21 яхта. Базируются они в Киеве, Одессе, Никополе, Запорожье. Среднее количество яхт, которые принимают участие в регатах, составляет 12–16 ло­док, что делает соревнования интерес­ными для спортсменов и зрелищными для любителей парусного спорта.

В календарь соревнований ВФУ 2016 года включены 5 этапов Кубка Ассоци­ации класса, чемпионат Украины. Ме­ста проведения регат определены в зависимости от пожеланий яхтсменов и возможностей яхт-клубов.

В прошлом году с успехом в Никопо­ле прошел чемпионат Украины в клас­се. Благодаря энтузиазму и помощи никопольских яхтсменов – членов Ас­социации, соревнования были очень хорошо организованы и проведены. В регате участвовали 10 экипажей из Киева, Одессы, Никополя, Запорожья.

Мы были рады увидеть на дистан­ции нашего олимпийца Бориса Швеца –на чемпионате он составил достойную конкуренцию лидеру класса Родио­ну Лука. Уверен, старты в SB20 в пла­не совершенствования также помогли Борису завоевать для Украины ли­цензию в классе 470 на Олимпийские игры 2016 года в Рио.

Регата дала большой всплеск парус­ной жизни Никополя, яхт-клуб ожил. Каждый день на воде было много кате­ров и яхт со зрителями. Участники чем­пионата ощущали доброжелательную атмосферу и гостеприимство на протя­жении всей регаты. Особую благодар­ность за энтузиазм и помощь хочется выразить никопольским яхтсменам Ва­лерию Бундюку, Юлию Худомаке, Кон­стантину Емченко, Сергею Прусу и всем любителям паруса в Никополе.

В этом году в одесском этапе Кубка Ассоциации SB20 нашла возможность поучаствовать в составе одесских лю­бителей и Анна Киселева, двукратная чемпионка Европы, серебряная меда­листка чемпионата мира среди юнио­ров в классе 470.

Участие спортсменов-профессио­налов мирового уровня в регатах по­вышает интерес участников, дает возможность совершенствования их спортивного мастерства, способству­ет привлечению в класс новых яхтсменов-любителей, пришедших в парусный спорт во взрослом возрасте, что, безусловно, положительно влияет на развитие класса SB20.

Меня также очень радует, что в классе находят свое место молодые яхтсмены, которые по каким-либо причинам пре­кратили выступления в олимпийских классах. Важно – они остаются под па­русами и в роли инструкторов переда­ют опыт другим яхтсменам. В экипаже с двумя-тремя любителями-новичками создают отличную конкуренцию в гон­ке флота, а это и есть развитие! В класс, да и в яхтинг, приходят новые люди и получают драйв от спорта.

В Киеве и Одессе есть возможность научиться ходить на яхтах SB20 и по­лучить азы яхтинга, работают школы с квалифицированными тренерами.

sb_04

I этап Кубка Ассоциации SB20 состоялся 21–24 апреля 2016 года в Одессе. Почему именно Одесса?

Прежде всего, по инициативе ях­тсменов-одесситов Ассоциации класса SB20 и их большого желания встре­титься и посоревноваться на дистан­ции с соперниками из других городов.

В организации I этапа Кубка боль­шую помощь оказали Парусная федерация Одесской области и прини­мающий соревнования Черноморский яхт-клуб.

Хочется отметить, что перемены в парусном спорте Одесской области положительно влияют и на развитие класса SB20. Если раньше препятство­вали во многих вопросах, в том чис­ле и в выходе спортсменов на воду, то сейчас ситуация изменилась карди­нально: приглашают, гостеприимно встречают, помогают и содействуют проведению соревнований.

Но, к сожалению, еще существуют определенные проблемы с проведе­нием регат в других городах Украины. Это, прежде всего, устаревшая инфра­структура яхт-клубов, слабое мате­риально-техническое обеспечение, а также сложность в подборе судей.

Ассоциация класса в постоянном по­иске новых локаций для проведения регат. Нам нравится открывать новые акватории, да и яхт-клубам на пользу, когда в них появляется много парусов, яхтсменов, кипит активная спортив­ная жизнь.


Текст: Сергей ПОЛИЩУК
Фото предоставлены Ассоциацией класса SB20