Вот уже почти 20 лет черниговская компания «Кияшко» выпускает разнообразные прицепы. За это время, она прошла путь от «гаражного производства» до крупнейшего производителя на рынке Украины и не только. Сегодня ассортимент компании насчитывает более 190 различных моделей прицепов, а количество изготавливаемой продукции перевалило за 800 единиц в год.
В основе модельного ряда компании – простой бортовой прицеп, предназначенный для перевозки багажа. Но, с помощью специальных приспособлений он становиться пригодным для перевозки уже специфического груза. Фактически конструкторы «Кияшко» могут разработать прицеп для перевозки чего-угодно, от легкой надувной лодки, до небольшого самолета со складывающимися крыльями.
На территории предприятия, которое расположено на окраине Чернигова, нас встречает Геннадий Кияшко – основатель и директор компании. Основное производственное здание, площадью более 1000 м² было построенное с нуля. Рассказывая об этом, Геннадий вспоминает, как начиналась история «Кияшко»: «В конце 1990-х мы с другом занялись сварочным ремонтом машин. Он сказал, что через пару месяцев мы и сами сможем купить себе машину. Для меня собственный автомобиль тогда был чем-то из области фантастики. Однако через два месяца мы действительно купили себе поддержанную «копейку». Прошло время, мой товарищ начал заниматься торговлей и как-то приехал ко мне, для ремонта своего прицепа. Потом привез уже два и предложил попробовать делать их у нас в Чернигове. Я согласился, и изготовил первый прицеп за полгода. Но, сделать прицеп мало, его же нужно еще и продать. Отвез его на авторынок и где-то через пару дней ко мне приехал первый клиент и заказал уже несколько прицепов. Возник вопрос регистрации. На то время была возможность зарегистрировать изготовленное самостоятельное транспортное средство, как «самодельный прицеп». Союз автолюбителей выдавал акт обследования прицепа, на его основе прицеп можно было поставить на учет. Правда через несколько лет, этот союз не прошел проверку ГАИ… и я понял, что нужно сертифицировать собственное производство. Потратил на это пару лет, пока подготовил все необходимые документы и в 2007 году окончательно закончил процесс оформления. После регистрации компании, перешел уже на новый конкурентный уровень – вышел на рынок Украины, а не только местный черниговский».
«Важнейший принцип работы компании – индивидуальный подход к каждому клиенту» – продолжает Геннадий: «Трудно вспомнить и перечислить сколько было изготовлено прицепов по индивидуальным заказам. Например, сделали бортовой прицеп с возможностью погрузить на него квадроцикл, снегоход или лодку. Он также был оснащен палаткой для ночлега. При его изготовлении было реализовано множество конструкторских решений: над проектом работали достаточно долго. Позже, на базе этого прицепа, разработали и другие многофункциональные изделия. Конечно, прицеп, изготовленный по индивидуальному проекту, дороже серийного, в среднем на 20%. С другой стороны, если изменения незначительные, и для их реализации не требуется вносить изменения в существующий проект, то цена не будет отличаться от серийной модели. Срок выполнения индивидуального заказа обычно не превышает двух месяцев».
Яркий пример того, как индивидуальный проект воплощается в серийное производство: туристический прицеп «Кияшко». Эта, одна из новейших разработок компании, начиналась с индивидуального заказа, а на недавно прошедшей выставке в Киеве, была представлена уже пятая модификация изделия. Благодаря массивным колесам, этот прицеп способен преодолеть любое бездорожье, будь то горная дорога, песок или каменистый берег. Внутри все, что необходимо для комфортного отдыха: навес от дождя, газовая плита и кухня, душ, нагреватель воды, автономное освещение, крепление для лодки. На крыше установлена палатка, в которой могут переночевать два-три человека. Подобный прицеп может с легкостью заменить целый трейлер.
Прицепы «Кияшко» могут быть одно, двух- или трехосными, грузоподъемностью до 3,5 т, с тормозной системой или без нее, в зависимости от категории прицепа. Использование двух или трех осей способствует более равномерному распределению нагрузки длинных прицепов, плавности хода и лучшей устойчивости.
Компания самостоятельно разрабатывает новые проекты прицепов и всю необходимую для производства технологическую оснастку, постоянно усовершенствует и модернизирует уже существующие. В штате работают два конструктора и технолог, которые имеют высшее техническое образование. Сейчас штат предприятия составляет 30 человек. Для большинства это первое место работы. Средний возраст сотрудников довольно молодой – 28 лет. Геннадий Кияшко, уверен, что с молодежью легче работать, ведь человеку после учебы легче адаптироваться к специфике работы, а вот специалисту с большим опытом работы часто трудно перестроиться и влиться в коллектив. Все сварщики аттестованы. Периодически они подтверждают свою аттестацию.
Весь производственный процесс по изготовлению прицепной техники сосредоточен на собственных мощностях в Чернигове, а антикоррозийная обработка рам и различных стальных заготовок методом горячего оцинкования выполняется на заводе в Черкассах. В изготовлении одного прицепа, кроме собственно компании «Кияшко» задействовано более 20 смежных предприятий, а если говорить о специализированных прицепах, то более 50-ти. Вся продукция «Кияшко» сертифицирована в «Укрметртестстандарте» и системе ISO 9001. Ее качество подтверждается соответствующими сертификатами.
В компании ответственно относятся к качеству и безопасности изготавливаемой продукции. За многие годы был наработан широкий круг поставщиков комплектующих, проверенных временем. Предприятие использует металл украинского производства, а основным поставщиком комплектующих, от простых роликов до сложных тормозных систем, является немецкий концерн AL-KO. Это один из мировых лидеров на рынке комплектующих для автотранспорта и прицепов. Девиз концерна «Качество для жизни»: основанный на инновационной мощности, продуманной функциональности, которая соединяется с современным дизайном, комфортом и надежностью. Важным фактором является то, что немецкий концерн официально представлен в Украине с 2004 г., у него большой склад, регулярные поставки и гарантия на всю продукцию. С украинским представительством AL-KO у «Кияшко» за десять лет сотрудничества, уже сложились не просто деловые, а партнерские отношения – компания «Кияшко» также является официальным дилером концерна.
Комплектующие AL-KO используются во всех трех типах подвески, которыми могут быть оборудованы прицепы «Кияшко»: рессорной, торсионной и пневматической. Подвески ремонтопригодны. Это большой плюс, так как ходовая часть прицепа наиболее подвержена повреждениям.
Рессорная подвеска не прихотлива в обслуживании. При желании владелец может самостоятельно заменить одну из пришедших в негодность составляющих: подшипник, ступицу, ось или даже рессорный лист. Такая подвеска самая надежная и простая. Используемая рессора AL-KO очень хорошо себя зарекомендовала на украинских дорогах. Сконструирована она для работы даже при минимальных нагрузках, так что пустой прицеп не трясет при движении. Материал рессоры – сталь 60Si Mn с высокими критериями качества. Она проходит испытание на усталость путем проверки на специальном оборудовании в продолжение 80000 циклов. Например: 4-х листовая рессора «АЛ-КО» выдерживает нагрузку на ось до 1000 кг. Также, одно из ее преимуществ – это высокая степень затухания колебаний, т.е. рессора, выполняет функцию и амортизатора, что обеспечивает лучшее соприкосновение колёс с неровной дорогой. Проверено опытным путем. Минус этой подвески – она зависимая.
В торсионной подвеске колеса независимы друг от друга. На украинских дорогах она хорошо работает только если загружена более чем на 70%, что идеально подходит для перевозки плавсредств. Для такой подвески, компания AL-KО разработала и запатентовала самый оптимальный по своим рабочим характеристикам шестигранный профиль резино-жгутовой оси, который не допускает проворачивание жгутов и рычага даже при больших перегрузках. Резино-жгутовая ось легче и имеет, в сравнении с рессорной подвеской, увеличенный клиренс при меньшем центре тяжести. Ремонт такого типа подвески возможен только на сервисе.
Пневматическая подвеска разработана конструкторами «Кияшко». Компания покупает комплектующие отдельно и полностью собирает подвеску. Главное ее преимущество – это плавность хода и возможность регулировки под различные нагрузки. За счет этого она более универсальная, и независимая, как торсионная. Минус пневматической подвески это ее цена, она дороже двух описанных выше вариантов. Но комфорт и уверенность на дороге того стоят.
Еще один принцип работы компании «Кияшко»: все изделия должны быть высокого качества, чтобы покупатели не обращались по гарантийным случаям. Гарантия на всю продукцию компании «Кияшко» составляет 1 год. Прицепы, которые вовремя проходят ТО и эксплуатируются надлежащим образом – служат владельцам долго. Согласно регламенту, первое ТО необходимо проводить через 1000-2000 км, каждое последующее через 15000-20000 км.
В доказательство слов о долговечности продукции, Геннадий показывает производственный прицеп, изготовленный в 2006 г. Он проехал уже около 250-300 тысяч км, но отлично выглядит. Другой пример долгожителя – прицеп для коммерческой перевозки грузов. Его владелец ежегодно проезжает порядка 100 тысяч км, правда по европейским дорогам, и раз в год проходит полное ТО. Пробег прицепа на сегодняшний день составляет около 600 тысяч км.
Одними из наиболее востребованных видов прицепов являются лодочные. Модельный ряд прицепов «Кияшко» для перевозки плавсредств весьма обширный: длиной от 4 до 8 метров, с шагом 20-30 см. С учетом индивидуальных параметров их можно легко переоборудовать или настроить под перевозку конкретной лодки, яхты или катера. При разработке лодочного прицепа, по индивидуальному проекту, учитывается грузоподъемность и размеры плавсредства. Кроме того, в модельном ряде компании присутствуют лодочные прицепы-трансформеры, которые позволяют перевозить лодки разных размеров, а также прицепы, предназначенные для одновременной перевозки нескольких плавсредств.
Оцинкованный металл из которого изготовлены прицепы не боится коррозии от воды, а вот соль может привести к ней. Поэтому, при эксплуатации лодочного прицепа на море, лучше поверх цинка его дополнительно покрасить. В целом такая практика будет не лишней в Украине, ведь дороги зимой посыпают солью и специальными реагентами, дополнительный слой краски продлит жизнь прицепа.
Важным аспектом при выборе лодочного прицепа является светотехника. Прицепы «Кияшко» могут быть оборудованы панелями, как с лампами накаливания, так и со светодиодными. Вторые более надежные и влагозащищенные, но в 5-7 раз дороже привычных ламп накаливания. При этом не ремонтопригодны. Поэтому на большинстве моделей прицепов, в том числе лодочных, по умолчанию ставиться панель с обычными лампами накаливания. Все соединения светотехники обрабатываться влагоотталкивающим антикоррозийным покрытием, в самом фонаре делается специальное отверстие для водоотвода. Раньше панель светотехники, по умолчанию, была съемной, но на практике такое решение оказалось не всегда удобным: кто-то забывал снять ее перед погружением прицепа в воду, кто-то надежно закрепить после. Теперь съемная панель светотехники это отдельная опция.
Сам Геннадий пользуется несколькими прицепами производства своей компании, в том числе и лодочным. Он заядлый рыбак и каждый раз приезжая на рыбалку встречает коллег по хобби, владельцев прицепов «Кияшко». Естественно, многие из них делятся своим опытом эксплуатации, часто важные конструкторские решения и подходы реализуются именно с подачи владельцев. Ведь одно дело разрабатывать проект прицепа в офисе, а другое регулярно пользоваться им. Также сотрудники компании анализируют отзывы о своей продукции в интернете.
Компания имеет широкую дилерскую сеть в нашей стране. В Киеве, Запорожье, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Полтаве, Кривом Роге, Николаеве, Луцке работают представительства «Кияшко», на площадках которых постоянно находиться ассортимент популярных для соответствующего региона и сезона прицепов. Это принципиальная позиция. Региональные представительства также занимаются ТО и являются связующим звеном, если покупатель хочет заказать специализированный прицеп.
Там, где нет представительства компании, достаточно связаться с главным офисом. Обсуждение функционала прицепа и его параметров, оформление заказа проходит по телефону или электронной почте. Готовый прицеп с необходимым комплектом документов отправляется курьерской службой доставки в любую точку Украины.
В ближайших планах предприятия освоение европейского рынка, в частности стран Балтии. Условия эксплуатации прицепов в Украине и Европе разные. У нас, в отличие от европейской практики, их часто эксплуатируют с перегрузом. Основываясь на этом, компания «Кияшко» заведомо закладывает больший коэффициент прочности в свои изделия. Поэтому для европейского рынка разработан отдельный модельный ряд прицепов.
В конце нашей беседы мы возвращаемся к теме индивидуальных заказов и спрашиваем Геннадия про наиболее запоминающиеся проекты. Среди таких сразу необходимо выделить прицеп для перевозки аэросаней, который команда «Кияшко» разработала и изготовила всего за семь дней! Также из черниговского цеха фирмы выходили прицепы для перевозки лошадей, вездеходов, квадроциклов, снегоходов, болотоходов, катамаранов, легких самолетов, дорожной техники, рекламные прицепы, прицеп «роспуск» для перевозки длинномерных грузов и всевозможные лодочные прицепы. Действительно разнообразие моделей впечатляет.
А главное, компания «Кияшко» может разработать и изготовить прицеп, учитывая пожелания каждого заказчика.
Текст: Егор ПОЛИЩУК
Фото: автора, Антона ТАТАРЧУКА и из архива компании «Кияшко»
15503, Чернігівська обл., Чернігівський р-н,
селище Павлівка, вул. Л. Українки, 2
тел/факс: (0462) 683 914,
тел.: +38 (099) 305 17 54;
+38 (068) 526 00 02
pricepy.com.ua@gmail.com
pricepy.com.ua