«Колибри» – лодка птица

share on:

Еще сравнительно недавно надувная лодка с подвесным двигателем воспринималась у нас как экзотика. Советская промышленность выпускала единственную модель – «Орион-8», из Польши везли «Пеликан». Лодки изготавливали из прорезиненной ткани. Они имели фанерные набор, транец и пайол. По тем временам, в 70- 80-е годы, лодки были довольно современными, но имели существенный недостаток – материал не позволял обеспечивать полноценную жесткость корпуса из-за своих низких механических характеристик. Попросту говоря, основной материал надувной лодки – прорезиненная ткань, не держала давление. Лодку постоянно нужно было подкачивать, да и в сборке фанерного киля и пайола были неизбежны люфты, которые не добавляли лодкам жесткости. Только тотальный товарный голод и здоровый фанатизм наших любителей отдыха на воде позволяли поддерживать эксплуатацию таких плавсредств.

DSC_8724

В Украине с конца 90-х произошел переход на принципиально новый материал для производства надувных элементов лодок – ткань ПВХ (поливинилхлорид – PVC), что позволило создавать полноценные надувные суда. Высокое и стабильное давление внутри конструкции обеспечивает новая современная ткань, а давление воздуха – это основной конструктивный элемент любой надувной лодки. ПВХ, соединенное специальным клеем или сваркой, позволял создавать абсолютно новые конструкции с характеристиками, о которых раньше только мечтали. Украина стала производить огромное число надувных лодок. Единичные производители конца 90-х создали целую лодочную индустрию в начале двухтысячных. Причем многие фирмы работали уже и на экспорт, потеснив именитых иностранных производителей не только за счет более выгодной цены, а и за счет качества. Очень быстро сложилась своя «школа» производства. Кроме клейки ткани начала развиваться и сварка. И все это было свое, отечественное, даже оборудование под сварку ткани было разработано и изготовлено здесь, у нас.

Стремительный переход на ПВХ, тем не менее, не подстегнул такую же «революцию» с остальной конструкцией лодки. Без изменений оставалась форма баллонов надувной моторной лодки – угловатый нос и конусные кормовые окончания баллонов. Элементы продольной жесткости – стрингеры, пайол, транец – все из фанеры.

Максимальное развитие по жестким элементам лодки – это появление и применение алюминиевых стрингеров, которые немного облагородили внешний вид и самое главное увеличили продольную жесткость пайола. В таком виде надувная моторная лодка покорила рынок. Были довольны все: и потребители и производители.

Но время не стоит на месте, и ведущие компании-производители постоянно совершенствуют свою продукцию, а опытные потребители ищут самый лучший, самый современный и оптимальный продукт. Наш сегодняшний обзор посвящен надувной моторной лодке «Колибри» КМ-360DSL – результату сотрудничества потребителей и судостроителей.

Судостроительная компания «Колибри» – один из крупнейших производителей надувных лодок в Европе, уже более двух лет осуществляет on-line поддержку пользователей своей продукции на основных рыболовных форумах Украины. Именно это общение производителя с потребителем и дало старт новой серии надувных моторных лодок.

Форумчане – наиболее активные и опытные пользователи надувных лодок, их предпочтения и легли в основу будущей лодки. А пожелания были вот какие – килевая моторная лодка современной формы, с увеличенным кокпитом, с алюминиевым пайолом со стрингерами, с улучшенными по сравнению с традиционными лодками мореходными качествами и, естественно, с оптимальным соотношением цена-качество. После обсуждений на форумах и целого ряда доработок и испытаний, осенью 2012 года первая товарная лодка была выпущена и передана первому заказчику – киевлянину Роману Корчагину. Лодка Романа так понравилась форумчанам, что в начале 2013 года производителем было принято решение о серийном выпуске, а на выставке «Охота и рыбалка» в феврале 2013 года компанией «Колибри» была представлена новая серия надувных лодок – Sea line.

Серия надувных моторных лодок Sea line состоит из четырех моделей, длиной 3,3 м, 3,6 м, 4,0 м и 4,5 м. Объединяет их измененная форма баллонов – плавные обводы лодки обеспечили улучшение мореходных качеств, а за счет применения полукруглых окончаний кормовых баллонов удалось до 20 см увеличить длину кокпита лодки. Таким образом, размер внутреннего пространства 330-й лодки аналогичен 350-й, при сохранении наружных габаритов. Применение алюминиевого пайола со стрингерами решило вопросы с жесткостью сланей в кокпите, улучшило внешний вид лодки, значительно облегчило сборку.

В октябре 2013 года «Шкіпер» проводил испытания одной из лодок «Колибри» серии Sea line – КМ-360DSL.

DSC_8738

Конец октября, погожий солнечный день на Днепре в пригороде Днепропетровска, температура воздуха – +13ОС, ветер – 6-7 м/с, яркое серо-оранжевое судно под пятнадцатисильным двухтактным мотором…

Лодка вела себя почти как РИБ. Она отлично держит воду, легко входит в циркуляцию на максимальной скорости с допустимым креном. Лодка плавно разгоняется с места с небольшим подъемом носа, на всех режимах движения, корпус внушает чувство уверенности и безопасности. Если поработать газом и агрессивнее перекладывать румпель, крен при циркуляции можно увеличить градусов до сорока, но полностью погрузить внутренний баллон в воду не удалось, вода в кокпит практически не попадает. Нос лодки без брызг отыгрывает стоячие волны, которые удалось поднять до высоты 0,5 м.

Все это относиться к средней нагрузке. Два человека в кокпите с небольшим багажом, думаю, самый типичный способ использования. И лодка показала себя на высоте. Двухтактный подвесной мотор HIDEA мощностью 15 л. с. органично вписывается в этот комплект, позволяя получить динамику и не беспокоиться на виражах. Одному в лодке тоже вполне комфортно, вот разве нужно более энергично давать газ при выходе на глиссирование для того, чтобы быстрее опускался нос и лодка шла с правильным дифферентом. Ветер до 7 м/с разогнал небольшую волну до 0,3 м высотой, и если вдвоем она совсем не чувствовалась, то с одним водителем корпус пытался отработать некую “шероховатость” воды и движение на максимальных оборотах сопровождалось мелкой вибрацией. Но это так – эмоции, никаких особенностей и ограничений в управлении этой легкой лодкой замечено не было.

С гребным винтом 9,25х11 дюйма и двумя пассажирами на борту скорость лодки составила 32 км/час, с одним человеком возросла до 35 км/час.

Сам двигатель произвел самое благоприятное впечатление. Легкий запуск, четкое включение выключение передач (не нужно «ловить» нейтраль), быстрая реакция на изменения положения дроссельной заслонки и приятный довольно низкий “голос” на всех режимах оборотов.

При максимальной нагрузке с 5 пассажирами лодка на глиссирование не вышла, да и не могла выйти даже теоретически, а в водоизмещающем режиме уверенно двигалась со скоростью 16 км/час. При этом полностью сохранялась управляемость на переднем и заднем ходу, а оставшаяся высота борта позволяла не забрызгивать экипаж и кокпит.

DSC_8650

Испытали мы и окончания кормовых баллонов. В серии SL отказались от традиционных конусов – это позволило увеличить длину кокпита на 170 мм, по сравнению с КМ-360D серии «Профи» – лодкой классических форм. Полусферы кормовых баллонов отлично защищают кокпит от заливания через транец попутной волной при резком сбросе оборотов двигателя и при движении задним ходом. Лодка имеет продольный раскрой надувного корпуса. Отсутствие поперечных швов сделало силуэт корпуса более стремительным и вместе с тем мягким и плавным. Нарядный двуцветный корпус с матово-серыми баллонами, оранжевыми вставками и белым привальным брусом приятен и визуально, и тактильно.

Лодка КМ-360DSL хороша не только для выезда на рыбалку, но и для полноценного отдыха: будь-то занятия водным спортом, поездка всей семьей или компанией на пляж или пикник. Эта комфортабельная лодка резва на ходу и проста в эксплуатации. По этим параметрам с ней не многие могут сравниться.

DSC_8863

Расширена и базовая комплектация – стеклопластиковый композитный транец, носовой роульс для швартового или якорного каната, страховочный леер вдоль бортов, регулируемые алюминиевые банки, полноразмерные весла с подвижными регулируемыми муфтами уключин, позволяющие регулировать угол атаки и длину вылета весла. Для перемещения лодки на берегу, предусмотрены носовой рым, который можно использовать и в качестве швартовного устройства и кормовые утки. На транце по правому борту установлен буксировочный рым.

Среди опций, нельзя не обратить внимание на транцевые колеса «Колибри», использование которых позволяет одному человеку легко катить лодку по берегу, спускать на воду или поднять ее на берег. Колеса установлены стационарно и на воде поднимаются и фиксируются выше ватерлинии, не ухудшая ходовых характеристик лодки.

tech

Очевидно, что эта красивая в каждом сантиметре от носа до кормы лодка, выполненная из новых материалов, может доставлять не только удовольствие, но служить верой и правдой долгие годы. «Колибри» КМ-360DSL ярко демонстрирует, как современные технологии изменяют некогда скромные надувные лодки.

DSC_8792

Надувная моторная лодка «Колибри» КМ-360DSL предоставлена для испытаний судостроительной компанией «Колибри», г.Днепропетровск, Украина.


Текст: Владимир Науменко
Фото: Сергей Полищук

Leave a Response