UMS – развитие и уровень

share on:

На отечественном рынке мало­го судостроения украинская компания UMS, производи­тель лодок и катеров из алюминия, работает с 2000 года. В конце сезо­на 2015 года, в ноябре, UMS устроила для дилеров и журналистов презен­тацию своих новых лодок серии Tuna. В формате мини-бот-шоу гости име­ли возможность протестировать их на воде. Новое семейство было пред­ставлено четырьмя моделями самого распространенного в Украине разме­ра – длиной 4 – 5 м. Некоторые из них относятся к серии, предназначенной для продажи в скандинавских странах. Особенно ярко выделялись две боль­шие модели с подвесными двигателя­ми – Tuna 500TT с Yamaha 100 л. с. и Tuna 460ТТ с Suzuki 60 л. с.

UMS_05

Эти спроектированные для спортив­ной рыбалки лодки продуманы до ме­лочей. О способах превращения просто лодки в «специалиста на воде» нужно говорить отдельно. Имея, например, корпус базовой модели 500, UMS разра­ботала различные варианты обустрой­ства. В небольших универсальных моторных лодках под подвесные мото­ры потребительские качества отдель­ных моделей определяются нюансами, но, тем не менее, они имеют решающее значение при покупке.

Все знают преимущества лодочного корпуса из алюминиевого сплава – это стойкость к износу, неприхотливость в эксплуатации и признанная надеж­ность в экстремальных ситуациях. В конструкции новых лодок Tuna эти ка­чества морского алюминия реализо­ваны на все сто. Удачная конструкция, отработанная технология сварки при сборке корпуса давно завоевали дове­рие владельцев в Украине и за рубе­жом. Эргономика обитаемости тоже на высоте. Но все-таки это не главное, что выделяет новинку из модельного ряда UMS, а может и из всего отечественно­го малого алюминиевого судостроения.

UMS_04

По крайней мере, все опытные судо­водители, которые пробовали лодки на воде, отметили прекрасные ходо­вые характеристики. И пускай не де­лали замеров с секундомером, GPS и тахометром, можно с уверенностью сказать, что корпуса 500ТТ и 460ТТ мо­гут смело конкурировать в своем раз­мере с любым известным (по крайней мере, мне) корпусом из стеклопла­стика и даже любой лодкой RIB. До знакомства с новинками от UMS срав­нение алюминия и пластика даже не приходило в голову – ведь стеклопла­стик – это единственный применяе­мый в малом судостроении материал, технология работы с которым позво­ляет создать корпус с лучшей гидроди­намикой. Серийные корпуса UMS (да и всех известных производителей) при­вязаны к изготовлению корпуса с алю­миниевого листа. Крой листа обшивки всегда должен разворачиваться на плоскость – такова технология. И она позволяет строить прочные и практич­ные корпуса. Но учесть все особенно­сти движения корпуса с точки зрения гидродинамики очень сложно. Корпус в нашем размере становиться сразу эко­номически не интересным и излишне трудоемким. Практика показывает, что постройка судов из листового алюми­ния (без штампов и выкатки) с учетом всех требований гидродинамики воз­можна только после 12-метровой дли­ны корпуса. Были, правда, исключения. Американской судостроительной ком­пании Tracker в начале двухтысячных удалось создать и предложить рынку в диапазоне 6 – 7 м легендарную алю­миниевую «Тундру». Лодка произвела фурор. Интересная, непревзойденная гидродинамика, необычный, запоми­нающийся дизайн, отличные ходовые характеристики. Лодки изготавлива­лись из листового алюминия, но из крупногабаритных штампованных элементов, соединенных сваркой. Из­юминкой проекта была, конечно же, штамповка. По слухам, для этого бы­ли подключены авиастроители и, вро­де бы, это была штамповка взрывом. Для придания товарного вида на про­изводстве не стеснялись применять и шпатлевку, и многослойную покра­ску. Лодка получилась уникальная, спрос зашкаливал – правительством США даже накладывались ограниче­ния на экспорт. Лодка присутствовала на рынке Украины. Автору доводилось вдоволь попробовать «Тундру» в деле. Все впечатляло – подобрав положение двигателя и гребной винт, скорости уверенно переваливали за 100 км/час. Ни до того, ни после ничего даже похо­жего в алюминиевом судостроении в таких размерениях не появлялось. Да кончилось все плачевно. Модели «Тун­дры» не получили развития – подве­ла сложная технология. Если первые экземпляры можно было выпускать и без прибыли, то в дальнейшем вы­нужденное упрощение и удешевление производства сыграло злую шутку – в погоне за спросом бренд стремитель­но потерял качество. Современный рынок этого не прощает – лодку выпу­скали менее десяти лет.

Вспомнить для сравнения «Тундру» было нужно – Tuna 500TT вызвала у меня похожие эмоции. И пусть лодка от UMS уступает в размерах и мощность двигателя не та, но в поведении лодки чувствуется порода. Tuna 500TT имеет непревзойденное сочетание мягкости, эластичности и агрессивности, име­ет свой характер и он у нее прогнозируемый, послушный. С первых минут за штурвалом начинаешь получать удо­вольствие от отзывчивости на пере­мещение рукоятки дросселя и поворот штурвала. Самое интересное, что при осмотре лодки на берегу днище не впе­чатляет — ничего особенного: умерен­ная килеватость, по две пары реданов, S-образная скула – ничего нового, ни­чего революционного, просто не за что зацепится глазу. Расспросы конструк­тора тоже мало что прояснили – да считали, да рисовали, да испытывали, да есть опыт в водно-моторном спор­те. Думаю, в этих нескольких «да» и кроется весь секрет. В рекламных ма­териалах скромно отмечено: «гидро­динамическое качество, и вес корпуса позволяет …» и далее по тексту. Так вот, на сегодняшний день лодки UMS Tuna 460TT, и особенно Tuna 500TT, по­зволяют владельцу использовать все преимущества лодки по максимуму. И основная заслуга здесь, безусловно, принадлежит конструктору. Во всем чувствуется опыт, умение считать и гидродинамику, и весовую нагрузку, и умение убедить в своей правоте про­изводственников, технологов и руко­водство. Лодки удались в полной мере и получились без всяких экзотических приемов и решений.

Очень приятные впечатления остались и от модели 410. На во­де были представлены две лодки: Tuna 410 -DCAL с двумя консолями и Tuna 410-MAL для мотора с румпель­ным управлением. Вторая модель по­лучилась легкой и экономичной с отличными ходовыми характеристи­ками и впечатляющей вместимостью. Двухконсольная модель, конечно, по­вышает комфортабельность, особен­но это чувствовалось в ноябре, да и по ходовым характеристикам можно бы­ло более уверенно выполнять любые маневры абсолютно безопасно, к тому же лодки выпускают с высотой тран­ца 390 и 508 мм. Хочется надеяться, что наши водно-моторники, рыбаки, дай­веры наконец-то откажутся от совет­ского наследства в виде «Казанок», «Прогрессов» и т.д. Новые модели – аб­солютно отличный уровень безопасно­сти, комфорта, эстетики. Может это и несправедливо сравнивать «Казанку» с современным алюминиевым корпу­сом – все-таки, лодки разной эпохи, раз­ных технологических возможностей, да и разных задач. Но ментальность на­ших людей – штука забавная и, часто, не поддающаяся логике. Вот уже боль­ше двадцати лет находясь в лодочном бизнесе, не удалось убедить ни одного владельца советской лодки не устанав­ливать современный «подвесник». Ну не заслуживает советская МКМ уста­новки даже тридцатки – эти вечные разговоры о переделке и тюнинге. Не­возможно на старой лодке изменить высоту борта, добавить ширину – это будет лодка совсем с другими характе­ристиками и не в лучшую сторону. Да и качество материала корпуса: сварные или клепаные соединения со време­нем только ухудшаются – ведь уста­лость металла никто не отменял.

И очень приятно, когда будет ре­альная альтернатива приобретения взамен сорокалетнего, пусть и ле­гендарного корпуса современной отечественной лодки по реальной адекватной цене с высокими потреби­тельскими свойствами:

  • нахождение экипажа в кокпите алю­миниевой лодки избавляет владельца от травм от кокпита с острыми углами металла;
  • заливка «морской пеной» увеличи­вает жесткость корпуса, обеспечивает непотопляемость и делает его не «гре­мучим»;
  • использование полиуретановых эмалей придает нарядный, современ­ный вид и индивидуальность;
  • тщательно изготовленный сварной корпус из алюминия смотрится вели­колепно и без лакокрасочного покры­тия, что придает ему одновременно, при всей утилитарности, и определен­ную элитарность;
  • современные сплавы АМГ в сочета­нии с анодной защитой имеют высо­чайшую стойкость к коррозии;
  • гидродинамика корпуса позволя­ет реализовать весь потенциал допустимой силовой установки, а это кроме скорости и безопасности еще и эконо­мичность;
  • несколько вариантов исполнения одного и того же корпуса с различной комплектацией позволяет приобрести лодку под свои потребности.

Наблюдая за продукцией компании UMS с начала ее основания, а это на­поминаю, 2000 год, могу сказать: для меня в ноябре 2015 состоялось лишь первое знакомство с лодками семей­ства Tuna, настолько сильное было впечатление.

Лодки семейства Tuna интерес­ны отечественным и зарубежным во­дно-моторникам. Победа Tuna 500ТТ в Кубке Украины на судах народного потребления 2015 – яркое тому под­тверждение. Участие компании UMS в ключевых европейских бот-шоу в Дюс­сельдорфе, Хельсинки и Варшаве спо­собствует продвижению продукции на новые рынки и успеху новых моделей. Во время посещения в этом году вы­ставки в Дюссельдорфе обратил вни­мание, что стенд UMS с лодками Tuna пользовался большой популярностью.

Tuna 500TT на Кубке Украины
Tuna 500TT на Кубке Украины

В преддверии сезона 2016 года на выставке «Бот-Экспо», которая будет проходить в Киеве с 17 по 20 марта в Международном выставочном центре на Броварском проспекте, компания UMS представит для ознакомления свою продукцию, включая и новые мо­дели Tuna.

Tuna_Logoвул. Електриків, 26, м. Київ,
04176, Україна
+38 044 351 75 71,
+38 050 411 85 20
ums@ums.com.ua;
www.ums.com.ua


 

Текст: Владимир Науменко
Фото: Егор Полищук, Сергей Полищук