В последние выходные июня в небольшом германском городе Дессау, расположенном на реках Мульде и Эльба, прошла 50 юбилейная ежегодная водно-моторная гонка 50th Int. Powerboat Race. Соревнования проходили под эгидой международного водно-моторного союза UIM. Главным номером программы был первый этап чемпионата Европы в классе глиссеров F-R1000. Кроме того, прошли гонки в классах скутеров O-350 и OSY-400 и глиссеров RN-2000, в которых участвовала украинская команда. О том, как проходили соревнования в Германии, мы поговорим с Владимиром Вечером из Днепродзержинска, победителем соревнований.
Класс RN-2000 сейчас не распространен за пределами Восточной Европы, не удивило ли Вас приглашение принять участие в гонках в Германии?
Действительно, класс не представлен в Германии, но целью организаторов было провести масштабный городской праздник, привлечь как можно больше спортсменов. Еще в ноябре прошлого года со мной связался представитель местного водно-моторного клуба Андре Шульц с предложением приехать погонятся к ним. С подобным предложением он вышел и на других украинских водно-моторников: Дмитрия Лебедя из Днепропетровска, Александра Остапова из Хмельницкого, а также на спортсменов из России и стран Балтики. Почему именно наш класс? Дело в том, что на международных соревнованиях, которые проходили в Тернополе, на протяжении нескольких сезонов на старт выходило до 20 глиссеров. Чемпионат Европы в классе F-R1000 не может похвастаться таким количеством участников, в Дессау было 11 экипажей. Поэтому организаторы и решили пригласить класс RN-2000.
Сейчас этот класс наиболее популярен в трех странах: Украине, России и Латвии. В Эстонии и Литве поубавилось спортсменов по сравнению с 2007–2012 годами, в то время открытые кубки Балтики также собирали по 15–20 экипажей. К сожалению, тенденция к сокращению числа участников характерна не только для нашего класса и не только для Украины. По всей Европе теперь привычно видеть на стартовой прямой около 10 экипажей, не больше. Исключение составляют только юношеские соревнования, которые до сих пор остаются массовыми, и топ-классы, вроде «Формулы-1».
В итоге в Германии класс был представлен 10 спортсменами из Украины и Латвии, гонщики из России отказались от поездки.
Украинцы ехали одной командой?
Да. Нас было 5 пилотов: я, Дмитрий Лебедь, Александр Остапов, Александр Молодоженя и Эдуард Валеев, а сама делегация состояла из 9 человек. Вместе готовили документы для визы, мне с Дмитрием Лебедем выделил для поездки микроавтобус днепропетровский автоспортклуб «Элита спорт», второй был у ребят из Хмельницкого. Каждый вез по две лодки на прицепе, еще одна была погружена на крышу хмельницкого автобуса. Дорога была хорошей, сложностей практически не было, хотя пришлось около 5 часов потратить на границе из-за прохождения таможенных процедур.
Поездка на соревнования была осуществлена за собственной счет, к сожалению, без спонсорской помощи.
За неделю до гонок в Дессау в Киеве проходил чемпионат Украины. Фактически мы приехали оттуда, переоформили документы и собрались в путь. Гонщики из Хмельницкого успели в перерыве между соревнованиями даже подремонтировать корпуса и двигатели. У меня, к сожалению, не было такой возможности.
После пересечения границы с ЕС мы сразу выехали на автобан: впереди было около 1000 км, а ограничение скорости для автобусов – 90 км/час. Поэтому ехали, как на автопилоте, что возможно, даже более утомительно, чем езда по не очень хорошим украинским дорогам, из-за монотонности происходящего. Кстати, интересная деталь европейских дорог: для нашего автобуса с двухосным прицепом проезд по польскому автобану был платным, а по немецкому бесплатным. С другой стороны по дороге в Польше нам постоянно встречались стоянки отдыха с бесплатными туалетами, а в Германии они наоборот быль платными.
Автомобильный навигатор точно привел нас к месту назначения – гоночному лагерю в Дессау.
Как он был организован?
Очень хорошо. Хотя нам есть с чем сравнивать. Когда в Тернополе проходили международные чемпионаты по водно-моторному спорту, все, без исключения, европейские гости отмечали уровень организации, многие говорили, что он даже выше, чем на соревнованиях в Западной Европе.
В Дессау лагерь был организован по-немецки педантично и опрятно. Единственным существенным минусом для приезжих спортсменов было отсутствие на территории палаточного лагеря душевых кабин и питьевой воды (в отличие от лагеря в Тернополе, где было и то, и другое). Соревнования проходили на выходных, когда в небольших европейских городах практически все магазины закрыты, приходилось пополнять запасы воды в магазинчиках при заправках, втридорога. Провизию мы везли с собой и готовили там сами. Но это все второстепенно, главное – это гонки.
Каковы были гоночные условия?
Трасса в Дессау очень интересная и сложная. Отличается от привычных кольцевых трасс украинских соревнований с тремя поворотными буями. Повернул, газ в пол нажал и поехал – там такая тактика не пройдет.
Соревнования проходили на Эльбе, а река в этом году была достаточно полноводной. Это хорошо, потому что часть берега вдоль акватории проведения соревнований усыпана гранитными камнями, которые предотвращают его размывание. Если бы уровень воды был ниже, наверное, многие участники побили бы лодки на этих камнях. Судейский комитет на брифинге пилотов разобрал все опасные места: мысы, гранитные насыпные молы. Они были отмечены на схеме трассы с указанием глубины, а на дистанции выделены буями.
Дистанция была одинаковой для всех классов. Стартовали классы в порядке очереди, утвержденной регламентом соревнований. Старт проходил с одного понтона. На реке было довольно сильное течение, что немного затрудняло стартовую процедуру. У меня был только один механик, мой сын Юрий Вечер, и удержать 450-килограммовый глиссер, еще с моими 100 килограммами веса, при сильном боковом течении на стартовом понтоне ему иногда было практически невозможно. В команде надо было иметь по два механика. Дмитрий Лебедь вовсе приехал без механика. К счастью, на стартовом плоту ему поочередно помогали друзья-спортсмены из Латвии и Литвы.
С погодными условиями повезло – было не жарко, но в то же время не было сильного дождя, о котором передавали синоптики накануне соревнований. Ветра не было, но на отрезке трассы после выхода из верхнего поворота, по течению вдоль реки, под крутым берегом ощущался боковой ветер. Глиссер RN-2000 поднять в воздух трудно, но в таких условиях и он почти взлетел. Пришлось в этом месте немного сбрасывать скорость. После гонки я просматривал логи процессора двигателя, оказалась, что на том участке уровень открытия дроссельной заслонки доходил до 60%.
Было два гоночных дня?
Так было запланировано. Но на деле все три старта в нашем классе прошли в воскресенье, а в субботу была тренировка, она же квалификация. В субботу был гоночный день класса F-R1000.
Кроме того, в рамках соревнований проходили гонки в классе Thundercat. Это катамараны с надувными бортами, плоским днищем и двигателем с румпельным управлением. Экипаж составляют два человека, рулевой и матрос, который откренивает катамаран в поворотах или противодействует дельфинированию корпуса – постоянно находясь в движении, он своим телом перемещает центр тяжести, стабилизируя лодку. Класс не представлен в Украине, в Дессау я впервые увидел его вживую. В основном гонки в этом классе проходят в прибережной морской зоне – очень интересно и зрелищно. Скорости, конечно, не такие, как у глиссеров или скутеров, но катамараны постоянно прыгают по волнам, выезжают на «меляки» – выглядит захватывающе. Этот класс также имел два гоночных дня.
Соревнования проходили достаточно интенсивно, перерывы между гонками были предельно короткими.
Особенности трассы – повороты. Верхний, который находится вверху по течению, на нем постоянно накатывает волна и уходит вместе в глиссерами вниз. Нижний поворот очень неудобный для тех, кто идет не на первых местах. Там сложное место: сами лодки разбивают воду, а под водой находятся вышеупомянутые молы и мысы, из-за этих факторов и интенсивного течения образуются водовороты, подводные ямы, так называемая «пляшущая вода». Для нас, привыкших к озерным гонкам на закрытых водоемах, такие условия были не привычными.
Вы победили, но начали соревнования не очень удачно: с дисквалификации.
Да, в первой гонке я пришел первым, но мой результат не был засчитан.
Еще перед чемпионатом в Киеве у меня случилась небольшая поломка. Пришлось поднять давление в топливной системе. Отгонялся в Киеве и уже в Дессау обнаружил, что с топливного штуцера сочиться бензин. Я поменял шланг, но это не решило проблему. Выходить на тренировку, зная, что капает топливо – недопустимо. В итоге пока мы проводили ремонт, проверяли герметичность топливной системы, время, отведенное для тренировки-квалификации, почти закончилось. Мне удалось проехать каких-то полкруга, что не позволило ознакомиться с трассой. А сразу после квалификации убрали поворотные буи, поэтому с берега просмотреть еще раз дистанцию также не вышло.
Фактически, не приняв участие в квалификации, я стартовал с последнего места, но сразу вырвался вперед и к бую пришел первым. Значительно превысив скорость на входе в поворот, оказываюсь на противоположном берегу, делаю маневр, чтобы вернуться на свой курс и понимаю, что вокруг никого, оборачиваюсь назад – и вижу, что весь пелетон пошел дальше. Смотрю на буй – он один, а поворотных должно быть два. Оказалось, это знак на середине дистанции, который разделяет встречное движение, его всегда необходимо оставлять по левому борту, во избежание лобовых столкновений. Из-за того, что я накануне не смог как следует пройти квалификацию, то пропустил этот принципиальный момент. Кроме того, обычно такой буй выделяют другим цветом, а в Дессау все буи были красные. Я вернулся на дистанцию и даже сумел вновь выйти в лидеры, но был дисквалифицирован. Вот из-за такой нелепой ошибки потерял 400 очков.
Победителем в той гонке стал Дима Лебедь, второе место было у латыша Яниса Симановса, а третье – у Саши Остапова. В гонке Дмитрий Лебедь повредил свой глиссер: его развернуло на нижнем повороте, и в него врезался латышский пилот. В перерыве между гонками наша делегация была занята ремонтом его глиссера.
Первый предстартовый мандраж прошел, и в двух последующих гонках мы уже чувствовали себя увереннее. Во втором заезде я пришел первым, Остапов – вторым, а Лебедь – пятым: дало о себе знать повреждение корпуса.
Перед решающей гонкой у меня было 400 очков, у Дмитрия Лебедя – 527, у Александра Остапова – 525, у Яниса Симановса – 395. Ситуация не позволяла однозначно определить лидера, третья гонка решала, кто станет обладателем кубка.
Со старта вперед вырвался Саша Остапов, я держался за ним, искал возможность для обгона. На одной из прямых увидел «дырку» и обошел его. До финиша уже никого вперед не пропустил и отмашку финишного флага получил лидером.
После гонки поинтересовался у Саши, почему он сбавил скорость, он в итоге пересек финишную ленту четвертым. Оказалось, что у него после второй гонки лопнула панель, на которую крепиться руль и приборы. Ее починили, усилили, но во время решающей гонки, когда его развернуло на повороте, крепление руля не выдержало, и он оказался в руках Александра! Поэтому ему пришлось все оставшуюся часть трасы проходить, держа руль на вытянутых руках, упираясь им в крепление. Естественно это повлияло на результат.
Тем не менее, все три места на призовом подиуме были за украинскими спортсменами. Золото – у меня, серебро – у Александра Остапова, бронза – у Дмитрия Лебедя.
Много зрителей следило за соревнованиями?
Да, думаю, как для города такого размера, то очень много. В городе был праздник, приуроченный к юбилейной водно-моторной гонке: ярмарка, карусели, разнообразие уличных кафе, выступление полицейского оркестра. Открывали соревнования представители мэрии.
В перерыве между гонками на воде находилась демонстрационная двухместная лодка класса «Формула 1», все желающие могли за деньги прокатиться на ней вместе с немецким пилотом. Чем, кроме зрителей, воспользовались и некоторые участники соревнований.
Соревнованиями я остался доволен, с латышами гоняться интересно. С местными спортсменами, конечно, хотелось бы больше пообщаться, но времени между гонками практически не было. Думаю, что наша команда хорошо показала себя за рубежом, а это самое главное.
Текст: Текст: Егор Полищук
Фото: Владимир Вечер, Holger Stoll, Patrick Striebing