Украинские глиссеры на Эльбе

share on:

В последние выходные июня в небольшом германском городе Дессау, расположенном на реках Мульде и Эльба, прошла 50 юбилейная ежегодная водно-моторная гонка 50th Int. Powerboat Race. Соревнования проходили под эгидой международного водно-моторного союза UIM. Главным номером программы был первый этап чемпионата Европы в классе глиссеров F-R1000. Кроме того, прошли гонки в классах скутеров O-350 и OSY-400 и глиссеров RN-2000, в которых участвовала украинская команда. О том, как проходили соревнования в Германии, мы поговорим с Владимиром Вечером из Днепродзержинска, победителем соревнований.

Dessau_00-(18)

Класс RN-2000 сейчас не распро­странен за пределами Восточной Европы, не удивило ли Вас пригла­шение принять участие в гонках в Германии?

Действительно, класс не представ­лен в Германии, но целью организа­торов было провести масштабный городской праздник, привлечь как можно больше спортсменов. Еще в ноябре прошлого года со мной свя­зался представитель местного во­дно-моторного клуба Андре Шульц с предложением приехать погонятся к ним. С подобным предложением он вышел и на других украинских водно-моторников: Дмитрия Лебедя из Дне­пропетровска, Александра Остапова из Хмельницкого, а также на спортсме­нов из России и стран Балтики. Поче­му именно наш класс? Дело в том, что на международных соревнованиях, ко­торые проходили в Тернополе, на про­тяжении нескольких сезонов на старт выходило до 20 глиссеров. Чемпионат Европы в классе F-R1000 не может по­хвастаться таким количеством участ­ников, в Дессау было 11 экипажей. Поэтому организаторы и решили при­гласить класс RN-2000.

Сейчас этот класс наиболее популя­рен в трех странах: Украине, России и Латвии. В Эстонии и Литве поуба­вилось спортсменов по сравнению с 2007–2012 годами, в то время откры­тые кубки Балтики также собирали по 15–20 экипажей. К сожалению, тен­денция к сокращению числа участни­ков характерна не только для нашего класса и не только для Украины. По всей Европе теперь привычно видеть на стартовой прямой около 10 экипа­жей, не больше. Исключение составля­ют только юношеские соревнования, которые до сих пор остаются массовы­ми, и топ-классы, вроде «Формулы-1».

В итоге в Германии класс был пред­ставлен 10 спортсменами из Украины и Латвии, гонщики из России отказа­лись от поездки.

01076

Украинцы ехали одной командой?

Да. Нас было 5 пилотов: я, Дмитрий Лебедь, Александр Остапов, Александр Молодоженя и Эдуард Валеев, а сама делегация состояла из 9 человек. Вме­сте готовили документы для визы, мне с Дмитрием Лебедем выделил для поездки микроавтобус днепропетров­ский автоспортклуб «Элита спорт», второй был у ребят из Хмельницкого. Каждый вез по две лодки на прицепе, еще одна была погружена на крышу хмельницкого автобуса. Дорога была хорошей, сложностей практически не было, хотя пришлось около 5 часов по­тратить на границе из-за прохождения таможенных процедур.

Поездка на соревнования была осу­ществлена за собственной счет, к сожа­лению, без спонсорской помощи.

За неделю до гонок в Дессау в Киеве проходил чемпионат Украины. Фактически мы приехали оттуда, переофор­мили документы и собрались в путь. Гонщики из Хмельницкого успели в перерыве между соревнованиями да­же подремонтировать корпуса и дви­гатели. У меня, к сожалению, не было такой возможности.

После пересечения границы с ЕС мы сразу выехали на автобан: впереди бы­ло около 1000 км, а ограничение скоро­сти для автобусов – 90 км/час. Поэтому ехали, как на автопилоте, что возмож­но, даже более утомительно, чем ез­да по не очень хорошим украинским дорогам, из-за монотонности проис­ходящего. Кстати, интересная деталь европейских дорог: для нашего авто­буса с двухосным прицепом проезд по польскому автобану был платным, а по немецкому бесплатным. С другой сто­роны по дороге в Польше нам посто­янно встречались стоянки отдыха с бесплатными туалетами, а в Германии они наоборот быль платными.

Автомобильный навигатор точно привел нас к месту назначения – го­ночному лагерю в Дессау.

Как он был организован?

Очень хорошо. Хотя нам есть с чем сравнивать. Когда в Тернополе прохо­дили международные чемпионаты по водно-моторному спорту, все, без ис­ключения, европейские гости отме­чали уровень организации, многие говорили, что он даже выше, чем на со­ревнованиях в Западной Европе.

В Дессау лагерь был организован по-немецки педантично и опрятно. Единственным существенным мину­сом для приезжих спортсменов было отсутствие на территории палаточно­го лагеря душевых кабин и питьевой воды (в отличие от лагеря в Тернопо­ле, где было и то, и другое). Соревно­вания проходили на выходных, когда в небольших европейских городах прак­тически все магазины закрыты, при­ходилось пополнять запасы воды в магазинчиках при заправках, втри­дорога. Провизию мы везли с собой и готовили там сами. Но это все второ­степенно, главное – это гонки.

Каковы были гоночные условия?

Трасса в Дессау очень интересная и сложная. Отличается от привычных кольцевых трасс украинских сорев­нований с тремя поворотными буями. Повернул, газ в пол нажал и поехал – там такая тактика не пройдет.

Соревнования проходили на Эльбе, а река в этом году была достаточно пол­новодной. Это хорошо, потому что часть берега вдоль акватории проведения со­ревнований усыпана гранитными кам­нями, которые предотвращают его размывание. Если бы уровень воды был ниже, наверное, многие участники поби­ли бы лодки на этих камнях. Судейский комитет на брифинге пилотов разобрал все опасные места: мысы, гранитные на­сыпные молы. Они были отмечены на схеме трассы с указанием глубины, а на дистанции выделены буями.

Дистанция была одинаковой для всех классов. Стартовали классы в по­рядке очереди, утвержденной регла­ментом соревнований. Старт проходил с одного понтона. На реке было до­вольно сильное течение, что немно­го затрудняло стартовую процедуру. У меня был только один механик, мой сын Юрий Вечер, и удержать 450-ки­лограммовый глиссер, еще с моими 100 килограммами веса, при сильном боковом течении на стартовом понто­не ему иногда было практически не­возможно. В команде надо было иметь по два механика. Дмитрий Лебедь во­все приехал без механика. К счастью, на стартовом плоту ему поочередно помогали друзья-спортсмены из Лат­вии и Литвы.

Dessau_00-(17)

С погодными условиями повезло – было не жарко, но в то же время не было сильного дождя, о котором пе­редавали синоптики накануне со­ревнований. Ветра не было, но на отрезке трассы после выхода из верх­него поворота, по течению вдоль ре­ки, под крутым берегом ощущался боковой ветер. Глиссер RN-2000 под­нять в воздух трудно, но в таких ус­ловиях и он почти взлетел. Пришлось в этом месте немного сбрасывать скорость. После гонки я просматри­вал логи процессора двигателя, ока­залась, что на том участке уровень открытия дроссельной заслонки до­ходил до 60%.

Было два гоночных дня?

Так было запланировано. Но на деле все три старта в нашем классе прошли в воскресенье, а в субботу была трени­ровка, она же квалификация. В суббо­ту был гоночный день класса F-R1000.

Кроме того, в рамках соревнований проходили гонки в классе Thundercat. Это катамараны с надувными бортами, плоским днищем и двигателем с рум­пельным управлением. Экипаж состав­ляют два человека, рулевой и матрос, который откренивает катамаран в по­воротах или противодействует дель­финированию корпуса – постоянно находясь в движении, он своим телом перемещает центр тяжести, стабили­зируя лодку. Класс не представлен в Украине, в Дессау я впервые увидел его вживую. В основном гонки в этом классе проходят в прибережной мор­ской зоне – очень интересно и зрелищ­но. Скорости, конечно, не такие, как у глиссеров или скутеров, но катама­раны постоянно прыгают по волнам, выезжают на «меляки» – выглядит за­хватывающе. Этот класс также имел два гоночных дня.

DSC00701

Соревнования проходили достаточ­но интенсивно, перерывы между гон­ками были предельно короткими.

Особенности трассы – повороты. Верхний, который находится вверху по течению, на нем постоянно накатыва­ет волна и уходит вместе в глиссерами вниз. Нижний поворот очень неудоб­ный для тех, кто идет не на первых ме­стах. Там сложное место: сами лодки разбивают воду, а под водой находятся вышеупомянутые молы и мысы, из-за этих факторов и интенсивного тече­ния образуются водовороты, подводные ямы, так называемая «пляшущая вода». Для нас, привыкших к озерным гонкам на закрытых водоемах, такие условия были не привычными.

Вы победили, но начали соревно­вания не очень удачно: с дисквали­фикации.

Да, в первой гонке я пришел первым, но мой результат не был засчитан.

Еще перед чемпионатом в Киеве у меня случилась небольшая поломка. Пришлось поднять давление в топлив­ной системе. Отгонялся в Киеве и уже в Дессау обнаружил, что с топливно­го штуцера сочиться бензин. Я поме­нял шланг, но это не решило проблему. Выходить на тренировку, зная, что ка­пает топливо – недопустимо. В итоге пока мы проводили ремонт, проверя­ли герметичность топливной системы, время, отведенное для тренировки-квалификации, почти закончилось. Мне удалось проехать каких-то пол­круга, что не позволило ознакомиться с трассой. А сразу после квалификации убрали поворотные буи, поэтому с бе­рега просмотреть еще раз дистанцию также не вышло.

Dessau_00-(15)

Фактически, не приняв участие в квалификации, я стартовал с послед­него места, но сразу вырвался вперед и к бую пришел первым. Значитель­но превысив скорость на входе в пово­рот, оказываюсь на противоположном берегу, делаю маневр, чтобы вернуть­ся на свой курс и понимаю, что вокруг никого, оборачиваюсь назад – и вижу, что весь пелетон пошел дальше. Смотрю на буй – он один, а поворотных должно быть два. Оказалось, это знак на середине дистанции, который раз­деляет встречное движение, его всегда необходимо оставлять по левому бор­ту, во избежание лобовых столкнове­ний. Из-за того, что я накануне не смог как следует пройти квалификацию, то пропустил этот принципиальный мо­мент. Кроме того, обычно такой буй выделяют другим цветом, а в Дессау все буи были красные. Я вернулся на дистанцию и даже сумел вновь выйти в лидеры, но был дисквалифицирован. Вот из-за такой нелепой ошибки поте­рял 400 очков.

Победителем в той гонке стал Ди­ма Лебедь, второе место было у латы­ша Яниса Симановса, а третье – у Саши Остапова. В гонке Дмитрий Лебедь по­вредил свой глиссер: его развернуло на нижнем повороте, и в него врезался латышский пилот. В перерыве между гонками наша делегация была занята ремонтом его глиссера.

Первый предстартовый мандраж прошел, и в двух последующих гонках мы уже чувствовали себя увереннее. Во втором заезде я пришел первым, Оста­пов – вторым, а Лебедь – пятым: дало о себе знать повреждение корпуса.

Перед решающей гонкой у меня бы­ло 400 очков, у Дмитрия Лебедя – 527, у Александра Остапова – 525, у Яниса Симановса – 395. Ситуация не позво­ляла однозначно определить лидера, третья гонка решала, кто станет обла­дателем кубка.

Со старта вперед вырвался Саша Остапов, я держался за ним, искал воз­можность для обгона. На одной из пря­мых увидел «дырку» и обошел его. До финиша уже никого вперед не пропу­стил и отмашку финишного флага по­лучил лидером.

После гонки поинтересовался у Са­ши, почему он сбавил скорость, он в итоге пересек финишную ленту чет­вертым. Оказалось, что у него после второй гонки лопнула панель, на ко­торую крепиться руль и приборы. Ее починили, усилили, но во время реша­ющей гонки, когда его развернуло на повороте, крепление руля не выдержа­ло, и он оказался в руках Александра! Поэтому ему пришлось все оставшую­ся часть трасы проходить, держа руль на вытянутых руках, упираясь им в крепление. Естественно это повлияло на результат.

Тем не менее, все три места на при­зовом подиуме были за украинскими спортсменами. Золото – у меня, серебро – у Александра Остапова, бронза – у Дмитрия Лебедя.

DSC05299

Много зрителей следило за сорев­нованиями?

Да, думаю, как для города такого размера, то очень много. В городе был праздник, приуроченный к юбилей­ной водно-моторной гонке: ярмарка, карусели, разнообразие уличных кафе, выступление полицейского оркестра. Открывали соревнования представи­тели мэрии.

В перерыве между гонками на воде находилась демонстрационная двух­местная лодка класса «Формула 1», все желающие могли за деньги прокатить­ся на ней вместе с немецким пилотом. Чем, кроме зрителей, воспользовались и некоторые участники соревнований.

Соревнованиями я остался доволен, с латышами гоняться интересно. С местными спортсменами, конечно, хо­телось бы больше пообщаться, но вре­мени между гонками практически не было. Думаю, что наша команда хоро­шо показала себя за рубежом, а это са­мое главное.

Dessau_00-(16)


Текст: Текст: Егор Полищук
Фото: Владимир Вечер, Holger Stoll, Patrick Striebing