Бербоут-чартер в Украине

share on:
Денис РАБОМИЗО, партнер и адвокат юридической компании RABOMIZO
Денис РАБОМИЗО, партнер и адвокат юридической компании RABOMIZO

Проблемы таможенного оформления яхт, временно зарегистрированных в Украине на основании бербоут-чартера. Бербоут-чартер является одним из самых распространенных договоров фрахтования в сфере торгового мореплавания.

Согласно данному договору глав­ным образом судовладелец пе­редает фрахтователю судно, неукомплектованное экипажем, а фрахтователь в связи с этим приобре­тает возможность укомплектовать и снарядить судно на свое усмотрение, поскольку в ином случае он не сможет им управлять и использовать его где и как угодно в рамках заключенного до­говора.

Часто бывает так, что в сферу инте­ресов фрахтователя при заключении бербоут-чартера для эффективного коммерческого и операционного ис­пользования судна попадает и реги­страция судна под другим флагом.

В определенных ситуациях смена флага судна обусловлена теми преи­муществами, которые судно может по­лучить в обмен на распространение юрисдикции государства флага. Таки­ми преимуществами могут быть со­вершение каботажных перевозок, оптимизация налогообложения при­были от коммерческого использова­ния судна, избежание международных санкций и многое другое.

Однако и государство флага выигры­вает от того, что судно регистрируется под его флагом. Это выражается пре­жде всего в тех налогах и сборах, кото­рые уплачиваются фрахтователем при регистрации судна и в дальнейшем в период его пребывания под флагом данного государства, в создании ра­бочих мест, если фрахтователь реша­ет создать свое представительство, и другое. Кроме того, это способствует увеличению общего тоннажа торгово­го флота под флагом государства, что дает государству возможность более эффективно участвовать на междуна­родном уровне при обсуждении вопро­сов международного морского права и политики.

Украина не является исключени­ем в этом случае, и она также заинте­ресована в том, чтобы максимально большее количество судов регистри­ровалось под ее флагом. Однако для фрахтователя в Украине есть несколь­ко преград, которые не делают бер­боут-чартерную регистрацию яхты в нашей стране такой выгодной. И од­ной из основных преград на пути бер­боут-чартерной регистрации яхт в Украине является как раз их таможен­ное оформление по приходу на тамо­женную территорию Украины.

Прежде всего следует отметить, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 32 Кодекса торгового мореплавания Украины (далее – КТМ) национальная принадлежность судна определяет­ся его государственной регистрацией в Украине и получением права пла­вания под Государственным фла­гом Украины, на которое имеет право судно, являющееся государствен­ной собственностью или находящее­ся в собственности физического лица – гражданина Украины, а также юри­дического лица в Украине, учрежден­ного исключительно украинскими собственниками, или судно, которое находится у этих лиц на условиях до­говора бербоут-чартера.

Часть 2 статьи 26 КТМ определя­ет, что судно, зафрахтованное по дого­вору бербоут-чартера, по заявлению фрахтователя может быть временно, но не более срока действия договора, зарегистрировано в Государственном судовом реестре Украины или в Судо­вой книге Украины.

В понимании ст. 203 КТМ под до­говором бербоут-чартера понимает­ся договор чартера (фрахтования) судна на определенное время, в со­ответствии с которым судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить не снаряженное и не укомплектованное экипажем суд­но фрахтователю для перевозки пас­сажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на опреде­ленное время.

При этом в соответствии со ст. 20 КТМ фрахтователь по договору бер­боут-чартера является одновременно и судовладельцем, поскольку эксплуатирует судно от своего имени и на ус­ловиях, определенных договором фрахтования.

Законодательство Украины не со­держит различий между таможенным оформлением в морских портах Украины судов, имеющих право на посто­янное или временное (на основании договора бербоут-чартера) плавание под Государственным флагом Украины.

В то же время таможенные орга­ны в Украине неоднократно во вре­мя таможенного оформления судов (яхт), временно зарегистрированных под Государственным флагом Укра­ины на основании бербоут-чартера, заключенного между собственником- нерезидентом и украинским фрахто­вателем, ссылаются на необходимость оформления таких судов в режиме вре­менного ввоза с ежемесячной уплатой 3 процентов суммы таможенных пла­тежей, которая подлежала бы уплате при выпуске этих товаров в свобод­ное обращение на таможенной терри­тории Украины, рассчитанной на дату помещения их под таможенный режим временного ввоза.

Такая практика таможенных орга­нов в Украине основана на примене­нии к судам (яхтам) с регистрацией под Государственным флагом Украи­ны части 2 статьи 106 Таможенного ко­декса Украины (далее – ТКУ), согласно которой к товарам в режиме времен­ного ввоза применяется условное ча­стичное освобождение от обложения таможенными платежами за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины с уплатой 3 процентов суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при выпуске этих товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их под таможен­ный режим временного ввоза.

Государственная фискальная служ­ба Украины в своих разъяснениях от­носительно таможенного оформления таких судов обосновывает такой под­ход посредством рассмотрения судна (яхты) в качестве «товара» в понима­нии таможенного законодательства с дальнейшим определением его та­моженного статуса, т. е. является ли такой «товар» украинским или ино­странным.

Так, для данного случая таможен­ное законодательство использует два основных термина «товар» и «транс­портное средство».

Под «товаром» понимаются «любые движимые вещи, в том числе те, на ко­торые законом распространен режим недвижимой вещи (кроме транспорт­ных средств коммерческого назначе­ния), валютные ценности, культурные ценности, а также электроэнергия, пе­ремещаемая линиями электропереда­чи» (п. 57 ст. 4 ТКУ).

При этом к «украинским товарам» относятся главным образом това­ры, которые «а) полностью получены (произведены) на таможенной терри­тории Украины и которые не содер­жат товаров, ввозимых из-за пределов таможенной территории Украины …», «б) ввезены на таможенную террито­рию Украины и выпущены для свобод­ного обращения на этой территории», «в) получены (произведены) на та­моженной территории Украины ис­ключительно из товаров, указанных в подпункте «б», или товаров, указан­ных в подпунктах «а» и «б» настояще­го пункта» (п. 61 ст. 4 ТКУ).

«Иностранными товарами» являет­ся те, которые либо не являются укра­инскими, либо утратили такой статус (п. 15 ст. 4 ТКУ).

«Транспортные средства» определя­ются как «транспортные средства ком­мерческого назначения, транспортные средства личного пользования, трубо­проводы и линии электропередачи» (п. 58 ст. 4 ТКУ).

В соответствии с п. 59 ст. 4 ТКУ к транспортным средствам коммерче­ского назначения относятся любые суда, которые используются «в меж­дународных перевозках для платной транспортировки лиц либо для плат­ной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров».

Согласно п. 60 ст. 4 ТКУ к «транспорт­ным средствам личного пользования» относятся, в том числе, плавучие сред­ства, которые (1) «зарегистрированы на территории соответствующей стра­ны», (2) находятся в собственности или временном пользовании соответ­ствующего гражданина и (3) ввозят­ся или вывозятся этим гражданином в количестве не более одной единицы на каждую товарную позицию исклю­чительно для личного пользования, а не для промышленной или коммер­ческой транспортировки товаров или пассажиров за плату или бесплатно.

На основании данных норм тамо­женные органы приходят к безого­ворочному выводу о том, что судно (яхта), которая временно зарегистри­рована под флагом Украины на основа­нии бербоут-чартера, с одной стороны, является «товаром» с иностранным статусом, так как данное судно (ях­та) не выпущено для свободного об­ращения на территории Украины, а с другой – относится исключительно к транспортным средствам личного ис­пользования.

Такая позиция таможенных органов является достаточно спорной и с ней невозможно согласиться, учитывая следующее:

Во-первых, статья 103 ТКУ опреде­ляет, что режим «временного ввоза» применяется к иностранным транс­портным средствам коммерческого назначения, что уже исключает воз­­можность применения этого режима к судам под Государственным флагом Украины. Ведь согласно ст. 32 КТМ, как было указано выше, национальная принадлежность судна определяется его государственной регистрацией и получением права плавания под Госу­дарственным флагом Украины.

Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 106 Та­моженного кодекса Украины в тамо­женный режим временного ввоза с условным частичным освобождени­ем от обложения таможенными плате­жами в соответствии с положениями приложения Е к Конвенции о времен­ном ввозе (г. Стамбул, 1990 год) могут помещаться не транспортные сред­ства, а только товары (за исключени­ем подакцизных), не указанные в:

  1. ст. 105 ТКУ,
  2. ст. 189 ТКУ
  3. приложениях В.1–В.9, С, D к Кон­венции о временном ввозе или такие, которые не отвечают требованиям указанных приложений.

В связи с этим следует отметить, что статья 105 ТКУ определяет товары и транспортные средства коммерческо­го назначения, которые могут быть помещены в таможенный режим вре­менного ввоза с условным полным освобождением от обложения тамо­женными платежами.

Под эту статью подпадают транс­портные средства, определенные в соответствии со ст. 189 ТКУ, прило­жениями С к Конвенции о временном ввозе (т. е. транспортные средства, в том числе суда, коммерческого или частного использования), а также воз­душные суда, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по до­говорам оперативного лизинга.

В-третьих, следует обратить осо­бое внимание на то обстоятельство, что ч. 1 ст. 105 ТКУ содержит отдель­ное положение в отношении воздуш­ных судов, ввозимых на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам опера­тивного лизинга.

Так, согласно данной норме «в та­моженный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами помещаются исключительно товары, транспортные средства коммерческо­го назначения, указанные в статье 189 настоящего Кодекса и в приложениях В.1–В.9, С, D к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 год), на услови­ях, определенных этими приложения­ми, а также воздушные суда, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпания­ми по договорам оперативного лизин­га».

Если сравнить существенные усло­вия именно договора оперативного лизинга (а не договора лизинга во­обще) и договора бербоут-чартера, то следует сделать вывод о том, что эти договоры являются очень похо­жими, поскольку они являются раз­новидностью договора аренды и в соответствии с ними лизингодатель (судовладелец) передает в пользова­ние на определенный срок и за уста­новленную плату лизингополучателю (фрахтователю) воздушное (морское) судно без передачи права собственно­сти при заключении или по окончании срока действия договора.

Правоотношения, возникающие между сторонами этих договоров и с органами государственной власти в Украине во время регистрации воз­душных (морских) судов, почти похо­жи, если не учитывать особенности, присущие воздушному и морскому транспорту. Такая аналогия может про­слеживаться и в таможенном оформ­лении воздушных и морских судов в случае их получения украинскими авиакомпаниями и фрахтователями по договорам оперативного лизинга и бербоут-чартера соответственно.

И в-четвертых, термин «товар» в понимании таможенного законода­тельства, как было указано выше, включает «любые движимые вещи, в том числе те, на которые законом рас­пространен режим недвижимой вещи (кроме транспортных средств коммер­ческого назначения).

В этой связи таможенные органы уходят от объяснения того, на каком основании они считают судно (яхту) «товаром» и не относят его к «транс­портным средствам коммерческого использования» в то время, когда суд­но (яхта) зафрахтовано юридическим лицом – резидентом Украины с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Ведь даже определение «транспорт­ного средства личного пользования» прямо указывает, что к таким сред­ствам относятся только те, которые находятся в собственности или вре­менном пользовании соответству­ющего гражданина и ввозятся или вывозятся этим гражданином. Други­ми словами, законодатель четко ука­зывает на невозможность наличия такого транспортного средства у юри­дического лица.

И последнее, обложение тамо­женными пошлинами судов, вре­менно зарегистрированных под Государственным флагом Украины, противоречит не только международ­ной практике, но и законодательству многих европейских стран, которые стремятся всеми способами привлечь суда под свою юрисдикцию.

Таким образом, мы видим, что тамо­женное законодательство Украины от­носительно таможенного оформления достаточно противоречиво и не под­держивает ту правоприменительную практику, которой придерживаются таможенные органы.

И именно поэтому в той ситуации, в которой сегодня находится правовое регулирование таможенного оформ­ления судов, временно зарегистри­рованных под украинским флагом на основании бербоут-чартера, таможен­ные органы с точки зрения националь­ного таможенного законодательства не имеют права применять ст. 106 ТКУ с дальнейшим начислением 3 про­центов суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при вы­пуске этих товаров в свободное об­ращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату поме­щения их под таможенный режим вре­менного ввоза.

Такая дискриминационная практи­ка таможенных органов, как и непо­следовательная политика государства, приводит к тому, что временная реги­страция судов под украинским флагом становится непривлекательной для яхт и не позволяет развивать в этой части торговое мореплавание во внутренних водах Украины.


Текст: Денис Рабомизо