Проблемы таможенного оформления яхт, временно зарегистрированных в Украине на основании бербоут-чартера. Бербоут-чартер является одним из самых распространенных договоров фрахтования в сфере торгового мореплавания.
Согласно данному договору главным образом судовладелец передает фрахтователю судно, неукомплектованное экипажем, а фрахтователь в связи с этим приобретает возможность укомплектовать и снарядить судно на свое усмотрение, поскольку в ином случае он не сможет им управлять и использовать его где и как угодно в рамках заключенного договора.
Часто бывает так, что в сферу интересов фрахтователя при заключении бербоут-чартера для эффективного коммерческого и операционного использования судна попадает и регистрация судна под другим флагом.
В определенных ситуациях смена флага судна обусловлена теми преимуществами, которые судно может получить в обмен на распространение юрисдикции государства флага. Такими преимуществами могут быть совершение каботажных перевозок, оптимизация налогообложения прибыли от коммерческого использования судна, избежание международных санкций и многое другое.
Однако и государство флага выигрывает от того, что судно регистрируется под его флагом. Это выражается прежде всего в тех налогах и сборах, которые уплачиваются фрахтователем при регистрации судна и в дальнейшем в период его пребывания под флагом данного государства, в создании рабочих мест, если фрахтователь решает создать свое представительство, и другое. Кроме того, это способствует увеличению общего тоннажа торгового флота под флагом государства, что дает государству возможность более эффективно участвовать на международном уровне при обсуждении вопросов международного морского права и политики.
Украина не является исключением в этом случае, и она также заинтересована в том, чтобы максимально большее количество судов регистрировалось под ее флагом. Однако для фрахтователя в Украине есть несколько преград, которые не делают бербоут-чартерную регистрацию яхты в нашей стране такой выгодной. И одной из основных преград на пути бербоут-чартерной регистрации яхт в Украине является как раз их таможенное оформление по приходу на таможенную территорию Украины.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 32 Кодекса торгового мореплавания Украины (далее – КТМ) национальная принадлежность судна определяется его государственной регистрацией в Украине и получением права плавания под Государственным флагом Украины, на которое имеет право судно, являющееся государственной собственностью или находящееся в собственности физического лица – гражданина Украины, а также юридического лица в Украине, учрежденного исключительно украинскими собственниками, или судно, которое находится у этих лиц на условиях договора бербоут-чартера.
Часть 2 статьи 26 КТМ определяет, что судно, зафрахтованное по договору бербоут-чартера, по заявлению фрахтователя может быть временно, но не более срока действия договора, зарегистрировано в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины.
В понимании ст. 203 КТМ под договором бербоут-чартера понимается договор чартера (фрахтования) судна на определенное время, в соответствии с которым судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить не снаряженное и не укомплектованное экипажем судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время.
При этом в соответствии со ст. 20 КТМ фрахтователь по договору бербоут-чартера является одновременно и судовладельцем, поскольку эксплуатирует судно от своего имени и на условиях, определенных договором фрахтования.
Законодательство Украины не содержит различий между таможенным оформлением в морских портах Украины судов, имеющих право на постоянное или временное (на основании договора бербоут-чартера) плавание под Государственным флагом Украины.
В то же время таможенные органы в Украине неоднократно во время таможенного оформления судов (яхт), временно зарегистрированных под Государственным флагом Украины на основании бербоут-чартера, заключенного между собственником- нерезидентом и украинским фрахтователем, ссылаются на необходимость оформления таких судов в режиме временного ввоза с ежемесячной уплатой 3 процентов суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при выпуске этих товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их под таможенный режим временного ввоза.
Такая практика таможенных органов в Украине основана на применении к судам (яхтам) с регистрацией под Государственным флагом Украины части 2 статьи 106 Таможенного кодекса Украины (далее – ТКУ), согласно которой к товарам в режиме временного ввоза применяется условное частичное освобождение от обложения таможенными платежами за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины с уплатой 3 процентов суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при выпуске этих товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их под таможенный режим временного ввоза.
Государственная фискальная служба Украины в своих разъяснениях относительно таможенного оформления таких судов обосновывает такой подход посредством рассмотрения судна (яхты) в качестве «товара» в понимании таможенного законодательства с дальнейшим определением его таможенного статуса, т. е. является ли такой «товар» украинским или иностранным.
Так, для данного случая таможенное законодательство использует два основных термина «товар» и «транспортное средство».
Под «товаром» понимаются «любые движимые вещи, в том числе те, на которые законом распространен режим недвижимой вещи (кроме транспортных средств коммерческого назначения), валютные ценности, культурные ценности, а также электроэнергия, перемещаемая линиями электропередачи» (п. 57 ст. 4 ТКУ).
При этом к «украинским товарам» относятся главным образом товары, которые «а) полностью получены (произведены) на таможенной территории Украины и которые не содержат товаров, ввозимых из-за пределов таможенной территории Украины …», «б) ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены для свободного обращения на этой территории», «в) получены (произведены) на таможенной территории Украины исключительно из товаров, указанных в подпункте «б», или товаров, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта» (п. 61 ст. 4 ТКУ).
«Иностранными товарами» является те, которые либо не являются украинскими, либо утратили такой статус (п. 15 ст. 4 ТКУ).
«Транспортные средства» определяются как «транспортные средства коммерческого назначения, транспортные средства личного пользования, трубопроводы и линии электропередачи» (п. 58 ст. 4 ТКУ).
В соответствии с п. 59 ст. 4 ТКУ к транспортным средствам коммерческого назначения относятся любые суда, которые используются «в международных перевозках для платной транспортировки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров».
Согласно п. 60 ст. 4 ТКУ к «транспортным средствам личного пользования» относятся, в том числе, плавучие средства, которые (1) «зарегистрированы на территории соответствующей страны», (2) находятся в собственности или временном пользовании соответствующего гражданина и (3) ввозятся или вывозятся этим гражданином в количестве не более одной единицы на каждую товарную позицию исключительно для личного пользования, а не для промышленной или коммерческой транспортировки товаров или пассажиров за плату или бесплатно.
На основании данных норм таможенные органы приходят к безоговорочному выводу о том, что судно (яхта), которая временно зарегистрирована под флагом Украины на основании бербоут-чартера, с одной стороны, является «товаром» с иностранным статусом, так как данное судно (яхта) не выпущено для свободного обращения на территории Украины, а с другой – относится исключительно к транспортным средствам личного использования.
Такая позиция таможенных органов является достаточно спорной и с ней невозможно согласиться, учитывая следующее:
Во-первых, статья 103 ТКУ определяет, что режим «временного ввоза» применяется к иностранным транспортным средствам коммерческого назначения, что уже исключает возможность применения этого режима к судам под Государственным флагом Украины. Ведь согласно ст. 32 КТМ, как было указано выше, национальная принадлежность судна определяется его государственной регистрацией и получением права плавания под Государственным флагом Украины.
Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 106 Таможенного кодекса Украины в таможенный режим временного ввоза с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами в соответствии с положениями приложения Е к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 год) могут помещаться не транспортные средства, а только товары (за исключением подакцизных), не указанные в:
- ст. 105 ТКУ,
- ст. 189 ТКУ
- приложениях В.1–В.9, С, D к Конвенции о временном ввозе или такие, которые не отвечают требованиям указанных приложений.
В связи с этим следует отметить, что статья 105 ТКУ определяет товары и транспортные средства коммерческого назначения, которые могут быть помещены в таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами.
Под эту статью подпадают транспортные средства, определенные в соответствии со ст. 189 ТКУ, приложениями С к Конвенции о временном ввозе (т. е. транспортные средства, в том числе суда, коммерческого или частного использования), а также воздушные суда, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам оперативного лизинга.
В-третьих, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что ч. 1 ст. 105 ТКУ содержит отдельное положение в отношении воздушных судов, ввозимых на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам оперативного лизинга.
Так, согласно данной норме «в таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами помещаются исключительно товары, транспортные средства коммерческого назначения, указанные в статье 189 настоящего Кодекса и в приложениях В.1–В.9, С, D к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 год), на условиях, определенных этими приложениями, а также воздушные суда, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам оперативного лизинга».
Если сравнить существенные условия именно договора оперативного лизинга (а не договора лизинга вообще) и договора бербоут-чартера, то следует сделать вывод о том, что эти договоры являются очень похожими, поскольку они являются разновидностью договора аренды и в соответствии с ними лизингодатель (судовладелец) передает в пользование на определенный срок и за установленную плату лизингополучателю (фрахтователю) воздушное (морское) судно без передачи права собственности при заключении или по окончании срока действия договора.
Правоотношения, возникающие между сторонами этих договоров и с органами государственной власти в Украине во время регистрации воздушных (морских) судов, почти похожи, если не учитывать особенности, присущие воздушному и морскому транспорту. Такая аналогия может прослеживаться и в таможенном оформлении воздушных и морских судов в случае их получения украинскими авиакомпаниями и фрахтователями по договорам оперативного лизинга и бербоут-чартера соответственно.
И в-четвертых, термин «товар» в понимании таможенного законодательства, как было указано выше, включает «любые движимые вещи, в том числе те, на которые законом распространен режим недвижимой вещи (кроме транспортных средств коммерческого назначения).
В этой связи таможенные органы уходят от объяснения того, на каком основании они считают судно (яхту) «товаром» и не относят его к «транспортным средствам коммерческого использования» в то время, когда судно (яхта) зафрахтовано юридическим лицом – резидентом Украины с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Ведь даже определение «транспортного средства личного пользования» прямо указывает, что к таким средствам относятся только те, которые находятся в собственности или временном пользовании соответствующего гражданина и ввозятся или вывозятся этим гражданином. Другими словами, законодатель четко указывает на невозможность наличия такого транспортного средства у юридического лица.
И последнее, обложение таможенными пошлинами судов, временно зарегистрированных под Государственным флагом Украины, противоречит не только международной практике, но и законодательству многих европейских стран, которые стремятся всеми способами привлечь суда под свою юрисдикцию.
Таким образом, мы видим, что таможенное законодательство Украины относительно таможенного оформления достаточно противоречиво и не поддерживает ту правоприменительную практику, которой придерживаются таможенные органы.
И именно поэтому в той ситуации, в которой сегодня находится правовое регулирование таможенного оформления судов, временно зарегистрированных под украинским флагом на основании бербоут-чартера, таможенные органы с точки зрения национального таможенного законодательства не имеют права применять ст. 106 ТКУ с дальнейшим начислением 3 процентов суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при выпуске этих товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их под таможенный режим временного ввоза.
Такая дискриминационная практика таможенных органов, как и непоследовательная политика государства, приводит к тому, что временная регистрация судов под украинским флагом становится непривлекательной для яхт и не позволяет развивать в этой части торговое мореплавание во внутренних водах Украины.
Текст: Денис Рабомизо