Впервые за последние 15 лет в город Никополь вернулось парусное движение. Состоялось это 14 августа 2020 года благодаря регате парусных яхт «Кубок Никополя». Соревнования были организованы гоночным яхт-клубом MIR из Днепра, командором которого является олимпийский чемпион Игорь Матвиенко, совместно с Днепропетровской областной федерацией парусного спорта.
Восемь крейсерско-гоночных яхт Platu 25 пришли на соревнования из Днепра в Никополь.
В регате приняли участие 40 гонщиков: 4 экипажа представляли Никополь, 4 прибыли из Днепра и Запорожья. Обладателем Кубка Никополя стала команда «ОПГ» («организованная парусная группировка») из г. Днепр. Состав команды: Тарас Дмитренко, Евгений Екутенко, Александр Гречко, Юрий Дудко и Сергей Нимченко. Кубок уехал в Днепр, однако никопольским парусам вновь вернули жизнь!
Немного парусной истории.
В 60–80-е годы прошлого столетия Никополь по праву считался одним из центров парусного спорта в стране. Только в яхт-клубе Южнотрубного завода было 150 швертботов и несколько десятков крейсерских яхт. Местные секции и клубы вырастили много сильных гонщиков – чемпионов страны и победителей различных регат! Но, к сожалению, последние три десятилетия парусный спорт в Никополе и регионе пришёл в упадок.
Возрождение парусов и детской секции.
Кубок Никополя станет новой традицией города и будет проходить при поддержке клуба MIR в акватории Каховского водохранилища ежегодно.
Несколько яхтсменов и бизнесменов города взяли на себя миссию развивать взрослый яхтинг и детский парусный спорт в ближайшие годы. Открытие детской парусной секции планируется в ближайшее время.
Как утверждает командор гоночного яхт-клуба MIR Игорь Матвиенко: «Поддержка бизнеса и частных меценатов сегодня – это единственный способ развивать спорт в стране. Я пошел по этому пути 4 года назад и сейчас парусное движение в г. Днепр очень активно, яхтинг становится популярным среди днепрян и не только. К нам приезжают любители-яхтсмены из многих других городов Украины. Всё это стало возможным благодаря нашим общим усилиям. И мне очень приятно, что подобный путь сегодня готовы поддержать мои друзья и соратники по парусному спорту из Никополя».
Путь в яхтинг.
Лет в 10 пытался приспособить парус к резиновой камере с трактора «Беларусь», перетянутой канатом в виде пироги. А вот в яхт-клубе оказался в очень зрелом возрасте. Выходил на воду на разных крейсерских яхтах, где было место только в экипаже.
К счастью, было у кого учиться: Вячеслав Павлович Ревенок, Илья Захарович Нейштадт, Георгий и Фёдор Ивановичи Эсауловы. Это были старшие товарищи и учителя будущего олимпийского чемпиона, нашего земляка Игоря Матвиенко.
Впервые я самостоятельно вышел на воду 20 мая 2006 года на швертботе класса «Финн». Тренировался ежедневно, останавливала только экстремальная погода. Консультантами у меня были наши именитые никопольчане: Валерий Бундюк, Алексей Колесник, Александр Кузовой, Андрей Попов, Юлий Худомака и др. Я и не заметил, в какой момент стал чувствовать лодку всем организмом, мы стали единым целым, руки, корпус сами выполняли нужные движения и операции. Это непередаваемые ощущения! Ты и стихия! Попадал и в шквалы, и в грозу с градом, но ни разу не перевернулся!
Параллельно я приобрёл старую полуразрушенную «Ассоль» и на её базе построил килевую яхту типа Viva-700 польской постройки. С 2008 года начал участвовать в крейсерских регатах. Лодка получилась добротная, удобная для путешествий, отдыха и рыбалки, но у меня уже душа горела – гоняться!
В средине мая 2014 года мне удалось поменять «Забияку» (так я назвал реконструированную «Ассоль») на минитонник голландской постройки под загадочным названием Intra. В том сезоне мы с к.м.с. Сергеем Октябрьским и м.с. Геннадием Аверковым приняли участие в девяти регатах в Запорожье, Энергодаре и Новой Каховке. Результат – 7 первых мест и 2 вторых. Особенно приятны были 1 место на Кубке Сацкого и победа в чемпионате Запорожской области.
Первые ученики.
Сезон 2015 года начался с проблем с экипажем, и я решил пойти другим путем – расстался с мастерами и пригласил соседских ребят: двух десятиклассников и восьмиклассника.
Сегодня старшие уже на 5-м курсе вузов в Днепре, а младший – на 2-м в Херсонской мореходке. Сейчас они 5-кратные чемпионы Запорожской области, победители и призёры порядка 4-х десятков регат в Запорожье, Энергодаре, Никополе и Новой Каховке.
Я обучал их, учился сам, распечатал из Интернета пособия, теорию сразу закрепляли практикой на воде. Очень много полезного дала моя морская практика на «Финне», я за 4 года находил часов больше, чем юноши за 10 лет. Ребята поначалу дышали ровно, а когда постояли на пьедестале, да ещё на верхней ступени – заболели.
Яхтинг, паруса, ветер, азарт борьбы, настоящей, а не суррогатной компьютерной, адреналин зашкаливает и Бог его знает, что ещё… Это так здорово, и чем сильнее ветер, тем лучше!
Эпизод одной из гонок.
Мы в одной стартовой группе с «четвертаками»-«Поларисами», свистит вовсю, они зарифились – мы нет, на первый знак пришли вместе, некоторых обошли, перед знаком спрашиваю: «Парни, какой спинакер готовить, малый?». А в ответ хором все трое: «Большой!».
Это было прекрасное время, но учёба в вузе сократила нашу команду. Я приглашаю троих парней, оставшихся без лодки, а сам попадаю на Platu 25 в MIR CUP, и открываю новую страницу в моей парусное жизни.
Новый 2020 год!
В сезоне 2020 команда Intra зарегистрировалась в MIR CUP. Мне вначале было очень тяжело физически. Уставал так, что в четвертой гонке начинал совершать ошибки, которые не делал в крейсерских гонках, хотя по продолжительности они были значительно больше. После стольких побед и попаданий в призёры я думал, что все знаю и умею, а оказалось, что очень много ещё не знаю, многое не умею. Кроме того, от экипажа требуется значительно больше знаний и умений, а особенно слаженной и синхронной работы с парусами.
Лодка летит, адреналин тоже, значительно повышается вероятность столкновения и травматизма. Выход понятен – тренировки и тренировки, побольше морской практики, а вот это как раз проблематично, до никопольского этапа только дважды выходили на воду и то разными составами. К примеру, команда Centravis – новички, как и мы, но у них прогресс на лицо, потому что тренировались еженедельно, в группе, под руководством именитых и опытных тренеров. Я уже решил по окончании сезона 2020 года провести корректировки в составе так, чтобы без проблем собираться полным экипажем, плодотворно тренироваться и достойно гоняться.
Так что же с регатами в Никополе?
На самом деле их получилось целых три! Пару месяцев назад после очередного этапа MIR CUP в Бартоломео мы отдыхали и общались: Сергей Прус, Валерий Бундюк, Владимир Констанский и я. Вспоминали с ностальгией спортивный олимпизм 30-летней давности. Тут кого-то из нас пронзило: «а может следующий этап в Никополе погоняемся?». Мысль шальная, но ни у кого не было сомнения, что эту авантюру нужно превратить в жизнь.
Просьбу об оказании помощи и выделении средств на проведение регаты передали в мэрию. На приёме услышали не очень понятное «да» и неопределённость в конкретных действиях. В ожиданиях услышать внятный ответ от городских властей я обратился в «Интерпайп Никотьюб» и собирался направить аналогичное предложение ещё одному солидному предприятию – «Центравис».
И как раз в этот день звонит Юрий Атанасов, интересуется, как обстоят дела с проведением регаты? Он все понял и предложил вечером инициативной группе собраться в никопольском яхтклубе «Якорь». На собрании Юрий Васильевич предложил самим профинансировать мероприятие, взяв на себя около 80-ти процентов расходов. На том и порешили – регате в Никополе быть!
Подготовка к мероприятию.
Две недели подготовительных мероприятий пролетели, как одно мгновение. Вечером 12 августа мы с Сергеем Прусом на яхте «Интра» вышли встречать флот из 8-ми Platu 25, так как уже стемнело и нужно было провести их в бухту и пришвартовать.
А вот утром начался самый настоящий праздник – парусный фестиваль города!
В девять утра в бухте завода ферросплавов начался брифинг, а потом выход на старт участников корпоративной регаты предприятия «Центравис». Северо-западный ветер позволил установить дистанцию вдоль дамбы, близко возле берега к радости многочисленных болельщиков и зрителей. Было проведено шесть полуфинальных и одна финальная гонка.
В регате приняли участие 80 сотрудников предприятия. В каждой лодке присутствовал опытный шкипер и 5 членов экипажа, были и полностью женские экипажи. В некоторых командах присутствовали яхтсмены постарше, которым в детстве довелось позаниматься в парусных секциях.
Ни в сказке сказать, ни пером описать, что творилось на яхтах и на берегу среди болельщиков. Столько эмоций я наблюдал только на финальных матчах по футболу. И самое главное – победил парусный спорт!
Я уверен, после таких мероприятий желающих заниматься парусом значительно прибавится.
А уже 14 августа вышли на старт экипажи участников Кубка Никополя. Северный порывистый ветер с заходами отходами до 45 градусов 5–10 метров в секунду дал насладиться гонками и опытным спортсменам и новичкам.
Провели 5 гонок, результат был закономерен, победили– наиболее тренированные экипажи из Днепра. Но интрига присутствовала до финиша последней гонки. Разрывы по времени на финише между первой и последней лодками не превышали трёх минут. К тому же гонки на Platu 25 – это высшая лига парусного спорта в нашем регионе, и само участие приносило массу удовольствия. Ещё одна команда из Никополя решила заявить о себе в будущем сезоне на MIR CUP, так что мы еще погоняемся!
Вечером прошло подведение итогов, награждение участников и праздничный банкет. Стоит отметить, что на отсутствие аппетита после нескольких часов, проведённых на воде с приличным ветром, никто не жаловался.
Всем экипажам вручили памятные призы участника первого Кубка Никополя, по итогам каждой из пяти гонок первой тройке вручали мини-призы, а абсолютным победителям – кубки и медали. Огромная благодарность судейской бригаде во главе с Владимиром Ермоленко. Отдельное спасибо Анатолию Александровичу Тульчинскому за помощь в организации размещения людей и яхт в комплексе «Якорь». Веселье продолжалось до полуночи, гуляли бы и дольше, но многим яхтсменам предстояло ещё два дня гонок в заключительном этапе MIR CUP.
Пятнадцатого августа безветрие позволило провести только одну гонку, а вот 16-го откатали пять, подвели итоги, наградились – и праздник продолжился до позднего вечера. Утром, провожая «платушный» флот, я и мои друзья-никопольчане услышали только положительные отзывы от гостей, участников и организаторов.
PS: «…фото любительские, а борьба – самая профессиональная. Кубок Никополя состоялся. И поднял море воспоминаний о прошлом и надежд на будущее парусных гонок в регионе! Спасибо всем участникам и тем, кто был причастен к организации. Мы очень многое сохраним в сердцах с этой невероятной по энергетике регаты и тёплого вечера после неё». Этой цитатой из сообщения Нади Матвиенко подвожу черту событиям в парусном мире Никополя, Днепра, Украины. В 2021 кубок Никополя пройдет 2– 4 июля в двух классах яхт Platu 25 и «Оптимист». Приглашаем всех желающих принять участие.
Текст: Александр РУМЯНЦЕВ
Фото из архива журнала «Шкіпер» и предоставлены гоночным клубом MIR