Черноморскому яхт-клубу – 140 лет!

share on:

Море, представляющее прекрасную возможность для морских прогулок и увеселений, привлекало жителей города с самой зари его существования. Еще во времена первого градоначальника герцога де Ришелье представители высшего общества совершали прогулки на лодках.

Тогда «морским извозом» занимались итальянцы. Известен портовый боцман Луиджи Мокко, принимавший заказы на организацию морских прогулок и отвечавший за безопасность таких развлечений.

Организация морских прогулок уже в ранние годы одесской истории была популярным и прибыльным делом. Все это показывает, что в Одессе задолго до организации первого яхт-клуба, сложились предпосылки, благоприятные для развития яхтенного спорта.

В качестве демонстрации готовности города к учреждению собственного яхт-клуба 19 июня 1874 года была организована первая в истории Одессы гонка мелких судов. Как сообщает «Одесский вестник», она была призвана «доказать на деле, что в Одессе есть моряки-любители, готовые принять самое живое и существенное участие в осуществлении столь полезной мысли».

В значительной степени проведение этой гонки было инициативой городского головы Одессы, тайного советника Н. И. Бухарина (занимал этот пост в течение 1868 – 1876 годов). Еще в 1873 году он заказал в Англии лоцманский бот «Мечта», который и принял участие в соревнованиях.

В следующем 1875 году в Одессе открывается первый яхт-клуб на Черном море Черноморский яхт-клуб. Клуб формально подчинялся Морскому ведомству, которое в те времена возглавлял великий князь Константин Николаевич. Официальным документом, который лег в основу создания яхтклуба, по праву можно считать приказ № 87 генерал-адмирала Константина, датированный 4 июля 1875 года, о присвоении учреждаемому яхт-клубу флагов по образцу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, но с помещением на крыжах этих флагов герба Царства Херсонеса Таврического, а в дальнейшем и принятие устава яхт-клуба.

Первый устав яхт-клуба был издан 12 сентября 1875 года. Организационная структура предусматривалась по образцу английских яхт-клубов. В качестве образца для формы членов яхт-клуба определяли стандартный морской мундир, но без погон. Желающий стать членом клуба должен был внести единовременный взнос в размере 100 рублей, после чего предусматривались ежегодные взносы по 30 рублей. Устав не допускал членства в клубе женщин, воспитанников учебных заведений, юнкеров и нижних воинских чинов.

Наконец, 6 октября 1875 года тридцать учредителей на торжественном собрании официально объявили об «открытии действий яхт-клуба». В тот же день одесский градоначальник утвердил это решение.

На двух собраниях 9 и затем 12 ноября 1875 года были избраны почетные члены яхт-клуба и его руководящие органы.

Возглавлял клуб командор – им стал контр-адмирал Н. М. Чихачев. Вице-командором был избран М. Н. Бухарин, сын упомянутого выше одесского градоначальника. Пост казначея занял М. М. Кожевников, секретаря – Н. А. Бушен, начальника гавани – Н. Л. Добровольский.

В первый год существования клуба в его распоряжении было только четыре мелких судна –упомянутый лоцманский бот «Мечта» (обозначенный в реестре как тендер), тендер «Отдых» контр-адмирала Н. М. Чихачева, тендер «Радость» М. Н. Бухарина и шхуна «Вареник» Г. С. Суппичичи. Но уже с 1876 года отмечается участие в гонках от 6 до 8 судов. Так, в гонке, устроенной 29 августа 1876 года, участвовали шесть яхт –«Радость» М. Н. Бухарина, «Ястреб» А. И. Тработти, «Водяной» И. И. Бирковского, «Мечта» В. М. По лонского, «Отдых» М. И. Самойловича и «Душенька» Ф. И. Мичела. Победили две яхты – «Радость», принадлежавшая вице-командору клуба, и «Ястреб» А. И. Тработти. Дистанцию в 6 миль первой преодолела «Радость» (с результатом 3 часа 13 минут), второй пришел «Ястреб» (3 часа 26 минут).

Представить корабельный состав Одесского яхт-клуба в период его расцвета можно по следующему перечислению судов и их владельцев – неоднократных участников и победителей морских гонок. Известны шхуна «Скиталец» (барон В. А. Масс), шхуна «Нелли» (семейство Анатра), тендер «София» (семейство ФальцФейнов), палубный бот «Кармен» (семейство Санценбахер), тендер «Ксения» (владельцы частного пароходства Трапани), палубный бот «Чудак» (виноторговец К. Ц. Гинанда), палубный бот «Дельфин» (ресторатор Магенер).

Яхтенные гонки устраивались, как правило, по маршрутам Тендра – Одесса, Очаков (остров Березань) – Одесса, Фидониси (остров Змеиный) – Одесса. Вот типичное описание подобной гонки, представленное в 159 номере «Одесского вестника» (1892 год): «Вчера происходила вторая частная гонка яхт Черноморского клуба. Участвовали пять яхт: «Мотылек» Н. Ф. Фанддер-Флита, «Увлечение» А. А. Анатра, «Тили» г. Джекобса, «Ястреб» г. Халайджогло, «Черномор» яхт-клуба. Гонка происходила в треугольнике между Воронцовским маяком на оконечности рейда и Малым Фонтаном. Погода вполне благоприятствовала гонке. Яхты из гавани в 10 час. утра при свежем попутном ветре начали прохождение дистанции. Первою пришла к месту назначения яхта «Увлечение» и получила приз –серебряную вещь».

Другим и более частым, чем гонки, занятием Черноморского яхт-клуба была организация морских прогулок. Как и во времена ранней истории Одессы, это были короткие плавания вдоль побережья, завершавшиеся пикником на берегу. Обычно такие мероприятия проходили в районе Малого Фонтана. При этом могли свободно участвовать и женщины, хотя устав не допускал их приема в клуб.

До 90-х годов XIX века в деятельности Черноморского яхт-клуба участвовали представители местной аристократии, землевладельцы, а также финансисты, крупные торговцы и владельцы промышленных предприятий.

В 1893 году по инициативе вице-командора Черноморского яхт-клуба А. А. Анатра был организован парусный кружок, созданный для обучения парусному спорту всех желающих. Для этой цели предоставлялись суда, находившиеся в собственности яхт-клуба, поскольку кружок был предназначен для людей, чье состояние не позволяло иметь собственные суда. Это способствовало некоторой демократизации Черноморского яхт-клуба.

К 1913 году в Черноморском яхт-клубе состояло 160 членов, а его флотилия включала 20 парусников разного типа (шхуны, тендеры, палубные боты), 6 моторных судов (так называемых «бензиномоторов») и 41 гребную лодку.

Имелась у клуба и своя пресса –издавался журнал «Новости Императорского Черноморского яхт-клуба», а также выходили ежегодные «Отчеты о деятельности».

Активная деятельность клуба способствовала повышению его популярности и статуса. Число почетных членов пополнилось представителями императорской фамилии. Почетным членом клуба был император Николай II, а также великие князья Александр Михайлович, Алексей Александрович, Кирилл Владимирович, великая княгиня Ксения Александровна, князь Романовский. В Одесский порт неоднократно заходили императорские яхты «Алмаз» и «Штандарт».

Конец первому периоду существования Черноморского яхт-клуба, времени его роста и процветания положила Первая мировая война. Последовавшее за ней лихолетье привело к почти полному уничтожению обоих одесских яхт-клубов – Черноморского и Екатерининского. Попытка возрождения яхтенного спорта в Одессе была предпринята только в 1919 году.

Был создан Пролетарский яхт-клуб, которому удалось сохранить несколько яхт Черноморского клуба. В частности, уцелела первоклассная яхта «Мояна», которая получила новое имя – «Лейтенант Шмидт».

Несколько позднее, в 1921 году, Пролетарский яхт-клуб перешел под управление государства и был подчинен губернскому Всеобучу.

В 1936 году прошла новая реорганизация – теперь уже Одесский яхт-клуб стал одной из спортивных баз, подчиненных Всесоюзной секции парусного спорта.

Последовавшая война снова прервала развитие парусного спорта в Одессе. Яхт-клуб фактически прекратил существование, суда остались без присмотра, некоторые были угнаны в Румынию.

После окончания войны яхт-клуб не имел постоянной базы – в 1945 году уцелевшие яхты стояли в Хлебной гавани на сваях, у баржи «Ляля Черная». Затем место яхт-клубу отвели в судремзаводе у Андросовского мола. Началось возрождение клуба, пополнение корабельного состава, в Одессу вернулись парусные гонки.

Уже в 1946 году была организована Первая Черноморская регата. Флотилия Одесского яхт-клуба формируется из гоночных яхт международных классов –«Дракон» (первые образцы были доставлены из Ленинграда), «Звездный», «Летучий голландец», «R 5,5», швертботов национального класса «М». К 1955 году в Одесском яхт-клубе только «Драконов» насчитывалось 60 мужских экипажей и 14 женских.

Одесский яхт-клуб, наряду с другими яхт-клубами СССР, принял участие в подготовке команды по парусному спорту для выступления на Олимпийских играх 1952 года.

К середине 50-х годов прошлого века в Одессе уже была хорошая команда гонщиков. Это Виталий Сигало («Дракон»), Сергей Киселев, Юрий Земляных («5,5»), Олег Уловков, Вячеслав Новодиржкин («Летучий голландец»), Генрих Иттер («Финн»), Михаил Петухов («М»), Анна Зайцева, Нина Проскурякова, Валентина Петухова («Дракон»), Анна Козлова, Надежда Владимирская («М»).

После войны яхт-клуб находился в ведении Военно-морского флота. По мере общего сокращения Вооруженных сил в 1963 году клуб перешел под управление Черноморского пароходства. Директором Одесского яхт-клуба стал Павел Васильевич Досич, который провел большую работу по его реорганизации.

В 1967 году яхт-клуб получил собственную гавань в Отраде. Был построен защитный мол, расчищена площадка под набережную, на территории яхт-клуба разместились водные базы высшей мореходки и Водного института. Была организована детская парусная школа и Флотилия юных моряков.

Появляются крейсерско-гоночные яхты «Фолькбот», «Л-6», «Алькор». Если в 50-е предпочтение отдавалось олимпийским классам, то в 60-е – 70-е они вытесняются крейсерскими.

Организовываются регулярные регаты – «Большой кубок Черного моря», маршруты которого проходили от Одессы до берегов Грузии, и «Малый кубок Черного моря» для яхт «четвертьтонного» класса. Начиная с 1977 года, периодичностью в два года в Одессу приходила регата «Кубок Большого Днепра», стартовавшая в Киеве. В этой гонке обычно участвовало около 50 яхт. Одесские яхтсмены принимали участие в международных регатах в Болгарии (Кубок Георгия Димитрова), Турции, Греции, Италии и даже США. Например, в октябре 1989 года в Балтиморе (США) члены Черноморского яхт-клуба, как представители Советского Союза, участвовали в «Кубке Колумба», посвященном 500-летию открытия Америки. В 1990 году экипаж под командой Михаила Петухова с триумфом участвует в 1000-мильной итальянской регате по маршруту Риммини – Корфу – Риммини.

Новая эпоха в истории Одесского яхт-клуба наступила после распада СССР. После некоторой стабилизации в начале 2000-х, когда начал проводиться «Кубок портов», послуживший некоторой заменой угасшему «Кубку Черного моря».

В 2006 году клуб перешел под управление Министерства транспорта и связи. Договор о совместной деятельности с компанией «Трансбункер» позволил провести ремонтно-строительные работы по улучшению инфраструктуры. Были установлены плавпричалы с колонками для воды и электроэнергии, куплен яхтенный кран грузоподъемностью до 85 тонн.

Компания «Трансбункер» инициировала создание детской парусной школы, для которой к 2010 году финансировала постройку двухэтажного здания, закупила более ста швертботов «Оптимист», несколько «Кадетов» и «Лейзеров», яхты класса «Laser SB-3» («SB-20»).

Сегодня ГП «Черноморский яхтклуб» в составе Министерства инфраструктуры Украины предоставляет практически весь спектр услуг по обслуживанию малых прогулочных и спортивных судов, обеспечивает проведение парусных регат, что привлекает не только украинских участников, но и яхтсменов из других стран.

Яхт-клуб 11-12 июля торжественно отметил славную дату –140 лет со дня основания. В программе торжеств были проведены парусная регата спортивных и крейсерских яхт, гонки радиоуправляемых моделей парусных яхт, гребные гонки на шестивесельных ялах. В эти дни клуб принимал не только яхтсменов, а и многочисленных гостей, которые пришли поздравить старейший на Черном море яхт-клуб Украины.


Текст: Стас Шеенко
Фото предоставлены автором и из архива «Шкіпера»