Валерий Гусенко в 25 лет стал самым молодым заслуженным тренером Украины. Сейчас тренеру 72, и он вернулся в парусный спорт, чтобы принести Украине две серебряные медали чемпионата мира среди ветеранов в категории «Легенда».
Днепрянин Валерий Григорьевич бороздил моря, озера и реки разных стран, но всегда привозил победы домой. И теперь, сидя в беседке Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), здороваясь с учениками и другими тренерами, рассказывает о своем пути.
Как Вы пришли в парусный спорт?
Я жил здесь рядом, на улице Овражной. Занимался плаванием на водной станции «Спартак». И как-то иду мимо станции «Локомотив», которая находилась рядом, а мальчишки постарше говорят: «Давай попробуешь на яхте пройтись?» Мол, если пройду к Комсомольскому острову (сейчас – остров Монастырский) и обратно и не перевернусь – значит, буду парусом заниматься.
Мне тогда было 10 лет. Ветер был хороший. Тренер начал на них орать: «Вы что пацана малого посадили!» Но я прошелся туда-обратно без проблем – так и началось.
То была яхта класса «Олимпик». Потом мне дали швертбот класса «Ерш». У него была сломана мачта. Я экономил, откладывал деньги, которые мама давала на завтраки, и все починил… Но в первый же день из-за сильного ветра мачта снова сломалась. Тогда тренер Днепропетровского завода металлургического оборудования Евгений Калина предложил мне поехать юнгой в его экипаже на Первенство центрального совета «Авангард». Оно проходило в Никополе – это был мой первый выезд из Днепра.
Через два года я впервые стал чемпионом Украины среди юношей. Мне было 16 лет.
Вы много лет были лидером класса «Летучий голландец» в Украине, одним из лучших рулевых сборной СССР. Ваш путь в олимпийском спорте?
Да, на «Летучем голландце» я гонялся всю жизнь; 10 лет был членом олимпийской сборной СССР в этом классе. Был и шкотовым, и рулевым, служил в спортроте в Севастополе. Но в олимпийских играх не участвовал ни разу. В 1980 году я прошел отбор на Олимпиаду. Но взяли москвича, который выступил хуже меня. Он до этого две олимпиады гонялся, а значит, считался более опытным. Я, естественно, обиделся и на много лет прекратил участвовать в гонках. Стал тренером.
А через 36 лет Вы опять вышли на гоночную дистанцию, уже в классе «Финн». Было ли комфортно пересесть с двойки в одиночку?
Я и раньше гонялся на «Финне». На чемпионате Украины в Одессе в 1968 году у меня не было шкотового, пришлось пересесть на «Финн». Занял второе место.
Эти классы – две большие разницы. На «Летучем голландце» я мог сошкотовым посоветоваться – вправо идти или влево. На «Финне» все зависит от тебя одного. Физподготовка, мышление – только твои. Но что тогда, на олимпийском «Летучем голландце», что теперь, на регате ветеранов в классе «Финн», я получал и получаю огромное удовольствие от гонок.
Я знаю, что впервые в гонке ветеранов Вы участвовали в мае 2016 г. на чемпионате мира в Италии. В сентябре того же года был чемпионат Европы в Венгрии. Как Вы готовились к этим регатам после большого перерыва?
На соревнованиях в Одессе местные бизнесмены предложили мне поучаствовать в чемпионате мира среди ветеранов. Хоть они и знали обо мне только по слухам и никогда не видели, как я гонялся, но помогли – оплатили необходимые взносы, дорогу.
Я пять раз в неделю ходил в тренажерный зал здесь, в Школе. Тренировался на концепте. Два раза в неделю – бассейн. Каждый день – велосипед.
Я себя почувствовал намного лучше, не по возрасту. Для меня это было в кайф!
Все вокруг посмеивались, многие спортсмены и тренеры спрашивали, зачем мне это надо. А я отвечал: «Не ради медалей. Ради того ощущения, когда меня награждают и поднимают флаг моей страны… Это такое удовольствие, вам, наверное, не понять». Это в молодости, конечно, другие чувства толкали на победы. А еще у меня два сына – первый и третий номера олимпийской сборной Украины по парусному спорту. Для них мои достижения – это тоже стимул.
В одном из интервью Вы сказали, что успех Вам сопутствовал в основном в ветреную погоду. Расскажите о самой памятной гонке – что за погода стояла, кто был с Вами в экипаже?
Когда ветер был выше трех баллов, я чувствовал себя, как рыба в воде. Как только ветер крепчал, соперники говорили: ну, все, это Гусь будет первым.
В 1975 году в Таллинне была примечательная регата – Спартакиада народов СССР. Тут даже предыстория интересная, как я туда прошел. У меня была травма пальца – на новой лодке заплетал огон на стальном тросе и прядью уколол палец, дошло до заражения. На Спартакиаде Украины перематывал палец, надевал вратарскую перчатку (тогда специальных яхтенных не было), таскал зубами шкоты. Все-таки выиграл, поехал в Таллинн.
Было это, конечно, на «Летучем голландце». Со мной на шкотах был Коля Прасула. Ветер девять баллов, пелена белая – даже знаков не видно. Когда мы финишировали, других яхт вокруг не было, а судья и зрители нам аплодировали. Мой тренер, Калина, пришел где-то через полчаса, когда мы уже успели поесть. Так он три раза перевернулся во время гонки. Только две наши яхты финишировали.
Мне не хватило одного очка, чтобы выиграть ту Спартакиаду. Мой соперник сломал мачту, и москвичи, видя это, отменили последнюю гонку (Под москвичами Валерий Григорьевич имеет в виду ЦСК ВМФ – прим. авт.).
Когда начали тренерскую работу? Как складывалась судьба яхтсменов, которых Вы тренировали?
С 1980 года я двенадцать с половиной лет проработал в нашем Институте физической культуры и спорта, пока в Школе высшего спортивного мастерства не открыли отделение парусного спорта. По сей день тут.
Коля Прасула сейчас живет в Севастополе, он служил мичманом в Черноморском флоте, да так и остался не у дел. В 1976 г., после нашего неудачного выступления на Балтийской регате, его москвичи переманили в Севастополь, пообещали там квартиру. А ведь нам с ним должны были дать двухкомнатные квартиры в Днепре, но при условии, что мы гоняемся вместе.
Тогда Володя Груздев как раз демобилизовался и гонялся в экипаже у другого москвича. И раз Прасула меня предал, я предложил Володе стать моим шкотовым. Он согласился. Но квартиры-то наши с Прасулой отдали волейболистам, хоть я и привел нового шкотового. А Груздеву нужна квартира, он только из армии. Ему пообещали дать однокомнатную, только если он вместо меня поедет запасным на Олимпийские игры 1976 г. в Канаде. Я и подумал – мне все равно дадут, я столько для страны сделал. И через два месяца дали мне двухкомнатную в одном с ним подъезде. Вот так это тогда работало.
Третий мой шкотовый, Валера Зубанов, погиб в Сочи. За его подготовку я получил звание заслуженного тренера. Его призвали в армию, в ЦСК ВМФ, и он переехал в Москву. Был тренером сборной СССР, дослужился до майора. В Сочи его пригласили тренировать французскую команду. В последний день тренировок поднялся сильный ветер, и они решили еще пару часов походить. Когда они заходили в бухту яхт-клуба, налетел шквал, поднялась огромная волна. И французы перевернулись. А Валера был на тренерском катере «Арамис», стоял по пояс в люке. Хотел им помочь, командовал – их уже на камни бросало. И тут подошла еще одна большая волна, подняла корму катера, а от отбойника пошла волна навстречу. Катер переворачивает, ему перебивает позвоночник. От катера нашли только мотор, а Валеру нашли аж под Адлером на третьи сутки. Вот так он погиб. А похоронен у нас, в Днепре.
Вы часто упоминаете «москвичей». Что между Вами тогда происходило?
Москвичи были ко мне не доброжелательны, потому что я был их сильным соперником. На регатах по 12 лодок меня контролировали, крыли ветер, не давали двигаться вперед с нужной мне скоростью. А я все равно у них выигрывал.
Сейчас Вы тренируете подрастающее поколение наших спортсменов. Где в Днепре можно учиться парусному спорту?
Раньше в области работало 27 тренеров на 15 спортивных базах. Сегодня парусные школы остались только в Днепре. И несколько тренеров на город, в ШВСМ и в детской парусной школе. Я – заместитель председателя областной федерации парусного спорта, отвечаю за спортивную работу олимпийских классов яхт и тренирую спортсменов.
Городские и областные власти дают деньги только на зарплаты тренерам и на питание спортсменов на соревнованиях. Лодки мы покупаем за свои деньги. Здорово помогал бывший президент областной парусной федерации Олег Иванович Комар. Он тратил на нее личные средства: ввел премиальные за победы на соревнованиях, купил форму, паруса, «Кадеты» и «470». На этих «Кадетах», кстати, за последние годы было много побед: Даниил Мартынов стал вторым на чемпионате мира, Егор Самарин – третьим.
Но с матчастью всегда проблемы, и хоть от желающих заниматься отбоя нет, нам приходится им отказывать.
Три года назад открылся новый яхт-клуб «Сич», мы на его базе планируем открыть парусную школу на 100–200 детей. Потому что город на Днепре, и не развивать тут парусный спорт – преступление. Здесь будет лагерь, в котором можно жить и тренироваться. Еще в этом же яхт-клубе планируем создать Центр подготовки олимпийской сборной Украины по парусному спорту. Раньше он был в Севастополе.
Мы надеемся провести в следующем году (интервью вышло в печать в конце 2018 г, ознакомиться с календарем парусных соревнований Украины, можно по ссылке – прим. редакции) в Днепре три больших спортивных мероприятия: всеукраинские соревнования «Олимпийская неделя», чемпионат Украины в олимпийских классах яхт и чемпионат Украины среди крейсерских яхт (в последний раз такие соревнования проводились где-то в 1950-х).
А Ваши личные спортивные планы?
В следующем году снова планирую участвовать в чемпионате Европы. Это будет в Германии в городе Шверин.
Текст: Анна Заикина,
фото из архивов Валерия Гусенко и журнала «Шкипер»