Надувные лодки покорили каждый уголок нашей планеты. Они бывают разных назначений, конструкций, из разных материалов и разных цветов и прочно вошли в наш быт. Размеры их поражают: от одноместных спасательных и для любителей одиночества до гигантских РИБов с внушительными наборами подвесных моторов на транцах. Казалось бы, современного потребителя ничем удивить, но новому лодочному украинскому бренду Parsun это удалось. Теперь Parsun означает не только популярный подвесной мотор, но еще и надувная лодка с необыкновенными возможностями.
Представленная на весенней выставке «Риболовля. Полювання. Туризм», 3-метровая надувная лодка, на первый взгляд, ничем не отличалась от соседних – известных производителей давно пустивших глубокие корни в рынок. Но работники фирмы старательно обращали внимание на совершенно удивительное сочетание: размера – всего лишь 3 м, веса, на 10 кг легче аналогов, мощности мотора 3,6 л.с., и, как следствие, режим плавания – глиссирование.
Лодка и двигатель известной украинской фирмы Weekender попадает в самый «младший класс» семейства моторных надувных лодок. Создание экономичной моторной надувной лодки всегда было приоритетом для производителя. Удешевление производства часто приводило к появлению на рынке откровенно неудачных, а порой и потенциально опасных для эксплуатации моделей. Parsun в этом отношении приятно удивляет. Позиционируя себя в бюджетном сегменте, он акцентирует внимание не на стоимости комплекта, а на потребительских свойствах лодки и двигателя. Благодаря абсолютно новой конструкции днища, а именно, использованию вставки между фанерной сланью и днищем (псевдокиль), удалось облегчить лодку и упростить ее сборку. Такая конструкция днища добавила бонусов ходовым характеристикам. Но об этом ниже.
Что отличает Parsun от похожих лодок? Во-первых, ее можно быстрее подготовить к выходу на воду, а это, после стоимости, все чаще становится основным требованием при выборе модели. Покупатели особенно внимательны к такой характеристике в сегменте длины до 3 м. Небольшая надувная лодка хорошо вписывается в современный темп жизни именно за свою оперативность подготовки к эксплуатации. Часто ее использование не предусматривает продолжительного пребывания на воде, и поэтому сложно найти судовладельца, который с восторгом в течение длительного времени собирает лодку. Конструкция лодки Parsun позволяет избежать такой трудоемкой процедуры. Для подготовки лодки к выходу на воду достаточно накачать баллоны, фанерные слани вставляются без всяких усилий, фиксируя «псевдокиль». По словам производителя, это первая в мире килевая лодка с системой ROLL UP, не требующая сборки и разборки, лодку достаточно просто сложить или свернуть. Надутые баллоны и «псевдокиль» обеспечивают продольную жесткость всей лодки. Благодаря такому решению, защищенному патентом Украины № 98580, потребитель получает простое, легкое и удобное плавсредство. При длине 3 м Parsun весит 27 кг и заметно отличается от классических килевых лодок с жестким дном, вес которых находится в пределах 50 кг. Легкая лодка – это не только удобство транспортировки и сборки, а и возможность полноценного глиссирования с менее мощным, а значит более легким и экономичным двигателем. Баллон диаметром 400 мм и корпус изготовлены из двух видов ткани плотностью 950 г/м2 и 1100 г/м2, которые обеспечивают надежность и долговечность конструкции. Тут еще надо сказать, что кроме обеспечения продольной жесткости «псевдокиль», благодаря своей форме, образует обводы днища, напоминающие гидролыжу. А, как известно, плоский участок днища возле транца в сочетании с боковыми наклонными участками значительно облегчает выход на глиссирование, то есть кормовая часть днища в данной модели способствует переходу в режим глиссирования при использовании маломощных моторов.
Производитель гарантирует глиссирование лодки с двигателем мощностью 3,6 л.с. и с нагрузкой до 110 кг. Основную нагрузку на себя принимает «гидролыжа», которая как элемент днища известна давно. Она действительно может значительно повысить гидродинамические качества килеватого днища, но это касается жестких корпусов. Применение такой «гидролыжи» для мягкого днища – инновация. Результат получается очень хороший – при полном водоизмещении 150 кг возможно глиссирование с двигателем мощностью 3,6 л.с., а это нагрузка более 40 кг на 1 л. с. Такой показатель не каждому корпусу под силу.
Но для такого режима нужны особые условия: практически полный штиль, правильная дифферентовка, когда экипаж занимает определенные места в кокпите, наличие удлинителя румпеля. При выходе на режим глиссирования экипаж перемещается несколько вперед. Сам момент выхода на глиссирование очень ответственный и для некоторых, возможно, потребуется его освоение. У меня выход на глиссирование получился очень плавный.
Переходной режим преодолевается уже при 13-14 км/час, а при 18 км/час лодка выходит на глиссирование. Максимальная скорость при двигателе 3,6 л.с. составила 20,4 км/час. Лодка шла ровно, без забрызгивания. После выхода на глиссирование практически исчезает необходимость слежения за продольной центровкой (дифферентовкой).
На гарантированное глиссирование с нагрузкой 95 кг при воздействии внешних факторов, относящихся к категории плавания D, можно рассчитывать с некоторыми оговорками. Производитель прав – лодка действительно глиссирует, но потребитель должен понимать, важно учитывать реальность – встречный ветер 5-8 м/с, волну, течение, а лишние 5 кг в кокпите могут затруднить выход на глиссирование и вернуть лодку в водоизмещающий режим.
При наличии очень хороших ходовых качеств при моторе 3,6 л.с. на практике необходимо все-таки обязательно учитывать, что режим глиссирования происходит на пределе благоприятных условий.
Значительно уверенней лодка движется с двигателем Parsun T5.8 мощностью почти 6 л.с. Он довольно легко, с небольшим поднятием носовой части, выводит лодку в режим глиссирования. Заявленную полезную нагрузку 170 кг при оптимальном размещении в кокпите корпус уверенно поднимает на глиссирование, встречный ветер до 5 м/с и волнение 0,20,3 м не оказывали существенного сопротивления движению. Благодаря своим размерам и небольшому весу, лодка с надувным «псевдокилем» значительно мягче идет по воде, чем лодки с жесткой сланью.
Уже упоминалось, что «псевдокиль» добавляет ширину по килю в корме – это правильное решение с точки зрения ходкости, но он добавляет ширину и в носу. До выхода на воду это несколько смущало, но при движении на разных режимах никаких отрицательных явлений зафиксировано не было. Нос плавно всходил на волну, не толкая впереди себя воду и не поднимая брызг. «Сухость» оказалась приятной неожиданностью – при выполнении энергичных разворотов кокпит оставался сухим. Не было забрызгивания и при полных оборотах – борта надежно отсекали брызги под днище. При резком маневрировании загнать корпус в критический режим не получалось. Максимум, что можно назвать «проблемкой» – это подхват воздуха гребным винтом при резкой перекладке румпеля на волне. Результаты замеров скорости получились следующие:
Parsun T3.6:
при загрузке 95 кг – 20,4 км/час режим глиссирования;
при загрузке 130 кг – 11,3 км/час режим водоизмещающий.
Parsun T5.8:
при загрузке 95 кг – 26 км/час – режим глиссирования;
при загрузке 160 кг – 18 км/час – режим глиссирования.
Испытания проходили в два этапа, летом в Вышгороде и в середине октября – в Днепре, сила ветра – 5 м/с, волнение 0,2-0,3 м.
В идеале показатели можно подтянуть к более высоким – моторы на испытаниях были не обкатаны и ждать особых мореходных качеств от небольшой лодки не приходится.
Главные достоинства новинки лежат в другой плоскости – вес и не высокая стоимость качественного изделия. Лодка Parsun полноценно оснащена всей необходимой фурнитурой. Производитель смог грамотно соединить функциональность и качество при минимальных размерах лодки.
Parsun – удобная и надежная лодка, без изъянов внешности, в органичном сочетании с забортным мотором мощностью в приведенных пределах весьма привлекательна для самого широкого круга потребителей.
Текст: Владимир НАУМЕНКО, фото: Сергей ПОЛИЩУК, Егор ПОЛИЩУК, из архива компании Parsun