Недавно в Украине появилась новая яхта, которую без преувеличения можно назвать уникальной. В 30-футовом корпусе соединены качества гоночной и круизной яхты. Инициатором создания такого судна стал Родион Лука, признанный в мире спортсмен и организатор парусных регат.
По словам Андрея Джастина, конструктора яхты Luka30, перед ним была поставлена сложнейшая и даже в чем-то взаимоисключающая задача соединить обитаемый корпус семейного минивена с ходовыми характеристиками гоночного болида. Судя по всему, это ему удалось. Яхта уже привлекла внимание экспертов по всему миру.
О концепте и создании яхты рассказывает владелец и шкипер головного образца яхты Родион Лука.
Концепт: скоростной монотип для клубных гонок и одновременно семейный круизер. Откуда появилась идея, как это удалось воплотить в одной яхте?
По результатам эксплуатации Platu25 в качестве яхты клубного флота Киевского гоночного яхт-клуба, помимо неоспоримых преимуществ, выявились и существенные недостатки лодки данного концепта – это спортивная лодка. Комфорт пребывания на борту весьма спартанский. Отсутствует гальюн, что сказывается на автономности и продолжительности плавания, что в свою очередь ограничивает использование лодки для семейных круизов и, как следствие, ее стоимость на вторичном рынке. Существуют особые требования к обслуживанию – килевую лодку поднять на берег можно только при помощи крана. К тому же на транспортировочном трейлере лодка стоит довольно высоко, что требует квалификации водителя для безопасной транспортировки. Монтаж-демонтаж мачты также неосуществим без крана или специального приспособления… Мы долго искали модель универсальной яхты для наших нужд, и таковой не оказалось в природе. Существует масса компромиссных, сравнительно недорогих лодок польского, китайского и т.д. производства, но они абсолютно не ходят под парусами. Поэтому мы обратились к известному словенскому дизайнеру Андрею Джастину. Ему удалось отработать концепцию практически на сто процентов.
Что главнее – скорость или комфорт?
В данном случае – грамотный баланс. Лодка получилась скоростная и с достойным уровнем комфорта. Просторная носовая каюта, санузел с душем, полноценный камбуз, возможность установки холодильника и ледогенератора, трап для купания и еще один, кормовой душ. Высота каюты – 1,75 м. Вы можете отсоединить бакштаги и управлять лодкой в одиночку или малым экипажем. Удобство транспортировки и сброса с использованием слипа в сочетании с электродвигателем открывает для пользователя водоемы, закрытые для лодок с двигателями внутреннего сгорания, например, Женевское озеро. Использование гибких солнечных панелей, установленных на парусах, обеспечивает автономность плавания около 70 морских миль. И это не предел: на подходе аккумуляторные батареи с меньшим временем зарядки и большим числом циклов заряд-разряд. Электрический сейл-драйв имеет режим генерации энергии для зарядки батарей на ходу под парусами. Также существует возможность установки классического дизеля.
Почему при разработке проекта Вы работали именно с Андреем Джастином?
Два года назад, работая тренером команды Nika в классе RC44, я поделился с Расселом Кутсом идеей создания универсальной клубной лодки, и он дал мне очень хорошие рекомендации по кандидатуре Андрея.
Почему было решено использовать рулевую систему с двумя штурвалами? Это необычно для яхт таких размерений.
Управление штурвалом интуитивно более понятно неопытным пользователям, чем румпелем. На лодках таких размерений обычно устанавливают либо один большой штурвал, занимающий много места в кокпите, либо штурвал на перекидной колонке, что уменьшает надежность узла. На L30 нам удалось установить два штурвала и оставить проход между ними даже несколько больше, чем на Salona 41. На лодке используется рулевая система фирмы Jafa Steering Systems, поставщика оборудования для яхт кругосветной Volvo Ocean Race и «Кубка Америки». Чувствительность и обратная связь на штурвальном колесе нисколько не отличается от чувствительности при использовании румпеля. «Штурвальная» лодка также предпочтительнее для отработки маневров под мотором студентами школы яхтинга. Ну и конечно, с эстетической точки зрения, фотографии за штурвалом выглядят более солидно. Ведь в основном, как мы все видим, люди выкладывают в соцсети свои фото со штурвалом в руках, а не с румпелем. Яхта создана для популяризации нашего вида спорта. Чем он понятней простому обывателю, тем больше будет любителей паруса.
Где производиться L30? Какое оборудование используется на яхте?
В Словении, на верфи OceanTec, услугами которой пользуются синдикаты команд «Кубка Америки», кругосветки Volvo, гонщики «Класс 40» и кругосветчики- одиночки. Высокая культура производства в сочетании с применением самых современных технологий пластикового судостроения и оригинальных технологических решений сделали однозначным выбор верфи.
Для Габера Бриганта, владельца предприятия, производство этой лодки тоже стало профессиональным вызовом, с которым он и его команда с честью справились. Оснастка для производства и готовый рабочий прототип были построены менее чем за 6 месяцев. И это при высочайшем качестве и культуре производства с использованием передовых технологий.
Корпус, построенный по сэндвич-технологии, получился легкий и прочный.
При изготовлении корпуса, палубы и внутренних силовых элементов использовался метод вакуумной инкапсулированной инфузии с применением винилэфирной смолы и стеклоткани.
Лодка имеет подъемный киль со свинцовым бульбом в нержавеющем киль-колодце и подъемные перья, произведенные с применением углепластика.
Рангоут – мачта, краспицы, гик и бушприт изготовлены из углепластика фирмой Pauger и входят в базовую комплектацию как и спортивные паруса из материала Tape Driveâ Carbon от херсонского ателье UK Sailmaikers, спроектированные Александром Мухиным, известным украинским парусным мастером.
Бегучий такелаж – Dyneema от Gottifredi Maffioli, дельные вещи Harken, «спортивная» скрутка стакселя вмонтированы в палубу.
Специально для этой лодки был спроектирован двухосный самоходный, алюминиевый транспортировочный трейлер, оборудованный независимой силовой установкой с гидравлической передачей крутящего момента на колеса. Это позволяет, кроме транспортировки яхты по дорогам общего пользования, перемещать ее в яхт-клубе для спуска/подъема или хранения. Оригинальная гидравлическая система выдвижных вращающихся роликов значительно упрощает спуск и подъем лодки на трейлер при наличии слипа. Трейлер оборудован накатной и ручной тормозной системой. Доступна и несамоходная модель. Производитель – украинская компания MSF Profile.
Почему в качестве дополнительного паруса был выбран геннакер?
Лодка довольно скоростная, чистым фордевиндом ходить на ней не имеет практического смысла. Оптимальный полный курс для нее – это бакштаг. К тому же геннакер – парус более современный и легкий в постановке, уборке и управлении, что позволяет поставить его даже малым экипажем. Ну, и ничто не мешает опционно оснастить L30 спинакером и спинакер-гиком – все на усмотрение владельца.
Есть ли перспективы производства этой яхты в Украине?
Пока они неопределенные. Мы не видим ни одного отечественного предприятия, способного удовлетворить наши требования по культуре производства, качеству и скорости постройки. Возможно в будущем эта ситуация изменится. L30 – жесткий монотип и очень важно соблюсти одинаковые кондиции лодок, построенных на разных производствах. Не секрет, что даже лодки класса SB20, построенные на разных верфях в Европе и Азии, довольно сильно отличаются по качеству изготовления.
Расскажите о результатах ходовых испытаний, возможностях яхты?
Лодка испытывалась в Триестском заливе на Адриатике и на Киевском водохранилище. Лодка легко разгоняется и при надлежащих ветровых условиях уверенно держит скорость свыше 20 узлов на полном курсе (максимальная пиковая скорость – 24,7 узла при 30-узловом ветре). В данный момент морские и речные испытания продолжаются. Кстати, возвращаясь к преимуществу трейлерной яхты – проводя тесты в Словении, мы за один викенд сэкономили 515 евро на услугах крана. Спуск и подъем стоил бы по 194 евро, установка и уборка мачты краном по 74, всего 540 евро. В тоже время стоимость использования слипа составила всего 25 евро.
По итогам испытаний: что в лодке нравиться, а что хотелось бы изменить или усовершенствовать?
У нас получился очень целостный продукт, практически не требующий доработок. Меняем некоторые мелочи, такие как перенос кормовых леерных стоек с целью облегчения работы и удобства экипажа, усиление креплений штурвальных колонок, доводим до совершенства форму и заглубленность перьев. В процессе испытаний мы пришли к выводу, что можно отказаться от одной пары шкотовых лебедок в кокпите, особой необходимости в них нет, решено оставить только универсальные лебедки на рубке. Это повлияет на стоимость лодки в сторону ее уменьшения. В стадии реализации разработка трим-таба – регулируемого спойлера в задней кромке киля для достижения большей остроты лавировочного угла лодки.
Коммерческая составляющая проекта: стоимость, рынки, на которые рассчитана яхта. Есть ли заказчики и первые покупатели?
На прошедшем бот-шоу в Дюссельдорфе лодка вызвала большой интерес как у специалистов, так и обычных посетителей-яхтсменов. В Словении Luka30 уже даже успела стать «лодкой года» в своем размере! Благодаря сочетанию стоимость/базовая комплектация, она выгодно отличается от предложений конкурентов в данном сегменте. Ведь это обычная практика – в рекламе стоит одна стоимость, например 65000 евро, на деле получается, чтобы полностью подготовить лодку к выходу на воду, необходимо докупить опционное оборудование еще на 50000. Наша лодка, полностью готовая к гонкам, обойдется заказчикам в 78000 евро. И это монотип, практически в топовой комплектации, с гоночными парусами и карбоновым рангоутом.
География потенциального рынка практически не ограничена. Уже есть первые заказы из Европы. Две лодки заказаны в Японию, по одной в Гонконг и Нидерланды. На стадии обсуждения – контракты в ОАЭ, Германии, США. На верфи OceanTec уже начато серийное производство яхты.
Возможность ознакомления в Украине?
Яхта с мая находится в Украине и выходит на испытания в акватории Киевского водохранилища. Посмотреть на нее можно на базе яхт-клуба КДПЮ. Также по предварительной заявке можно провести тест-драйв лодки.
Перспективы и планы на будущее: организация регат класса в Украине и за границей?
Как только этот класс будет присутствовать на трех континентах и насчитывать не менее двадцати яхт в мире, L30 сможет получить статус международного класса ISAF. Мы сможем проводить континентальные чемпионаты и чемпионаты мира.
Хотелось бы организовать флот не только в Киеве, но и в других городах и странах. Возможно, по принципу совместного владения, что дает возможность яхтсменам расширить географию мест, где можно ходить и гоняться на L30. При наличии флотов в различных яхт-клубах мира ассоциация класса сможет проводить регаты различного масштаба в формате гонок с пересадкой, когда участникам не нужно привозить свои яхты на место проведения регаты, что значительно уменьшит затраты участников.
Помимо гонок монофлота мы планируем попробовать свои силы в гонках по правилам обмера ORC и IRC уже в следующем сезоне на крупных международных регатах.
Может ли яхта Luka30 стать родоначальницей нового яхтостоительного бренда?
На выставке в Дюссельдорфе часто звучал вопрос: «А существует ли модельный ряд лодок иных размерений? Возможно ли это?» Думаю, что нет… Я больше получаю удовольствие от хождения на яхте, а не от их строительства. Мы создали эту лодку, потому что у нее нет аналогов в мире. Хотя есть одна идея – это гоночная килевая лодка для юниоров с экипажем от 5 до 7 человек – что-то наподобие мини L30. Как правило, наши дети учатся на «Оптимистах» – швертботах-одиночках. Почему в мире не существует детских командных яхт? У нас в Клубе детские команды ходят на Platu25 в слабый ветер и остаются от этого в восторге.
Текст: Сергей ПОЛИЩУК, фото Павел ЗМЕЙ
Как строят парусные яхты L30? • Экскурсия по фабрике | How do they build L30 yachts? • Factory Tour
https://youtu.be/RPTDW_583tQ