Luka30 — впервые на воде

share on:

Недавно в Украине появилась новая яхта, которую без преувеличения можно назвать уникальной. В 30-футовом корпусе соединены качества гоночной и круизной яхты. Инициатором создания такого судна стал Родион Лука, признанный в мире спортсмен и организатор парусных регат. 

По словам Андрея Джастина, конструктора яхты Luka30, перед ним была поставлена сложнейшая и даже в чем-то взаимоисключающая задача соединить обитаемый корпус семейного минивена с ходовыми характеристиками гоночного болида. Судя по всему, это ему удалось. Яхта уже привлекла внимание экспертов по всему миру.

О концепте и создании яхты рассказывает владелец и шкипер головного образца яхты Родион Лука.

Luka30-04

Концепт: скоростной монотип для клубных гонок и одновременно семейный круизер. Откуда появилась идея, как это удалось воплотить в одной яхте?

По результатам эксплуатации Platu25 в качестве яхты клубного флота Киев­ского гоночного яхт-клуба, помимо неоспоримых преимуществ, выявились и существенные недостатки лодки дан­ного концепта – это спортивная лодка. Комфорт пребывания на борту весьма спартанский. Отсутствует гальюн, что сказывается на автономности и про­должительности плавания, что в свою очередь ограничивает использование лодки для семейных круизов и, как след­ствие, ее стоимость на вторичном рынке. Существуют особые требования к обслу­живанию – килевую лодку поднять на берег можно только при помощи кра­на. К тому же на транспортировочном трейлере лодка стоит довольно высо­ко, что требует квалификации водите­ля для безопасной транспортировки. Монтаж-демонтаж мачты также неосу­ществим без крана или специального приспособления… Мы долго искали мо­дель универсальной яхты для наших нужд, и таковой не оказалось в природе. Существует масса компромиссных, срав­нительно недорогих лодок польского, китайского и т.д. производства, но они абсолютно не ходят под парусами. Поэ­тому мы обратились к известному сло­венскому дизайнеру Андрею Джастину. Ему удалось отработать концепцию практически на сто процентов.

Luka30-11

Что главнее – скорость или комфорт?

В данном случае – грамотный баланс. Лодка получилась скоростная и с достойным уровнем комфорта. Просторная носовая каюта, санузел с душем, полно­ценный камбуз, возможность установ­ки холодильника и ледогенератора, трап для купания и еще один, кормовой душ. Высота каюты – 1,75 м. Вы можете отсо­единить бакштаги и управлять лодкой в одиночку или малым экипажем. Удобство транспортировки и сброса с использо­ванием слипа в сочетании с электродви­гателем открывает для пользователя водоемы, закрытые для лодок с двигате­лями внутреннего сгорания, например, Женевское озеро. Использование гиб­ких солнечных панелей, установленных на парусах, обеспечивает автономность плавания около 70 морских миль. И это не предел: на подходе аккумуляторные батареи с меньшим временем зарядки и большим числом циклов заряд-разряд. Электрический сейл-драйв имеет режим генерации энергии для зарядки батарей на ходу под парусами. Также существу­ет возможность установки классическо­го дизеля.

Почему при разработке проекта Вы работали именно с Андреем Джастином?

Два года назад, работая тренером ко­манды Nika в классе RC44, я поделился с Расселом Кутсом идеей создания уни­версальной клубной лодки, и он дал мне очень хорошие рекомендации по канди­датуре Андрея.

Почему было решено использовать рулевую систему с двумя штурвалами? Это необычно для яхт таких размерений.

Управление штурвалом интуитивно более понятно неопытным пользова­телям, чем румпелем. На лодках таких размерений обычно устанавливают ли­бо один большой штурвал, занимающий много места в кокпите, либо штурвал на перекидной колонке, что уменьшает на­дежность узла. На L30 нам удалось уста­новить два штурвала и оставить проход между ними даже несколько больше, чем на Salona 41. На лодке использует­ся рулевая система фирмы Jafa Steering Systems, поставщика оборудования для яхт кругосветной Volvo Ocean Race и «Кубка Америки». Чувствительность и обратная связь на штурвальном коле­се нисколько не отличается от чувстви­тельности при использовании румпеля. «Штурвальная» лодка также предпочти­тельнее для отработки маневров под мо­тором студентами школы яхтинга. Ну и конечно, с эстетической точки зрения, фотографии за штурвалом выглядят бо­лее солидно. Ведь в основном, как мы все видим, люди выкладывают в соцсе­ти свои фото со штурвалом в руках, а не с румпелем. Яхта создана для популяри­зации нашего вида спорта. Чем он понят­ней простому обывателю, тем больше будет любителей паруса.

Luka30-05

Где производиться L30? Какое оборудование используется на яхте?

В Словении, на верфи OceanTec, услу­гами которой пользуются синдикаты ко­манд «Кубка Америки», кругосветки Volvo, гонщики «Класс 40» и кругосветчики- одиночки. Высокая культура производ­ства в сочетании с применением самых современных технологий пластикового судостроения и оригинальных техноло­гических решений сделали однозначным выбор верфи.

Для Габера Бриганта, владельца пред­приятия, производство этой лодки то­же стало профессиональным вызовом, с которым он и его команда с честью справились. Оснастка для производ­ства и готовый рабочий прототип бы­ли построены менее чем за 6 месяцев. И это при высочайшем качестве и культу­ре производства с использованием пере­довых технологий.

Корпус, построенный по сэндвич-тех­нологии, получился легкий и прочный.

При изготовлении корпуса, палубы и внутренних силовых элементов ис­пользовался метод вакуумной инкап­сулированной инфузии с применением винилэфирной смолы и стеклоткани.

Лодка имеет подъемный киль со свинцовым бульбом в нержавеющем киль-колодце и подъемные перья, произ­веденные с применением углепластика.

Рангоут – мачта, краспицы, гик и бушприт изготовлены из углепласти­ка фирмой Pauger и входят в базовую комплектацию как и спортивные па­руса из материала Tape Driveâ Carbon от херсонского ателье UK Sailmaikers, спроектированные Александром Му­хиным, известным украинским парус­ным мастером.

Бегучий такелаж – Dyneema от Gottifredi Maffioli, дельные вещи Harken, «спортив­ная» скрутка стакселя вмонтированы в палубу.

Специально для этой лодки был спроектирован двухосный самоход­ный, алюминиевый транспортиро­вочный трейлер, оборудованный независимой силовой установкой с гидравлической передачей крутящего момента на колеса. Это позволяет, кро­ме транспортировки яхты по дорогам общего пользования, перемещать ее в яхт-клубе для спуска/подъема или хранения. Оригинальная гидравли­ческая система выдвижных вращаю­щихся роликов значительно упрощает спуск и подъем лодки на трейлер при наличии слипа. Трейлер оборудован накатной и ручной тормозной систе­мой. Доступна и несамоходная модель. Производитель – украинская компа­ния MSF Profile.

Luka30-06

Почему в качестве дополнительного паруса был выбран геннакер?

Лодка довольно скоростная, чистым фордевиндом ходить на ней не име­ет практического смысла. Оптималь­ный полный курс для нее – это бакштаг. К тому же геннакер – парус более совре­менный и легкий в постановке, уборке и управлении, что позволяет поставить его даже малым экипажем. Ну, и ничто не мешает опционно оснастить L30 спина­кером и спинакер-гиком – все на усмотре­ние владельца.

Luka30-02

Есть ли перспективы производства этой яхты в Украине?

Пока они неопределенные. Мы не ви­дим ни одного отечественного предприятия, способного удовлетворить наши требования по культуре производства, качеству и скорости постройки. Возмож­но в будущем эта ситуация изменится. L30 – жесткий монотип и очень важно соблюсти одинаковые кондиции лодок, построенных на разных производствах. Не секрет, что даже лодки класса SB20, по­строенные на разных верфях в Европе и Азии, довольно сильно отличаются по ка­честву изготовления.

Расскажите о результатах ходовых испытаний, возможностях яхты?

Лодка испытывалась в Триестском за­ливе на Адриатике и на Киевском водо­хранилище. Лодка легко разгоняется и при надлежащих ветровых условиях уве­ренно держит скорость свыше 20 узлов на полном курсе (максимальная пиковая скорость – 24,7 узла при 30-узловом ветре). В данный момент морские и речные испытания продолжаются. Кстати, возвращаясь к преимуществу трейлерной яхты – проводя тесты в Словении, мы за один викенд сэкономили 515 евро на ус­лугах крана. Спуск и подъем стоил бы по 194 евро, установка и уборка мачты кра­ном по 74, всего 540 евро. В тоже время стоимость использования слипа состави­ла всего 25 евро.

По итогам испытаний: что в лодке нравиться, а что хотелось бы изменить или усовершенствовать?

У нас получился очень целостный про­дукт, практически не требующий дора­боток. Меняем некоторые мелочи, такие как перенос кормовых леерных стоек с це­лью облегчения работы и удобства эки­пажа, усиление креплений штурвальных колонок, доводим до совершенства фор­му и заглубленность перьев. В процессе ис­пытаний мы пришли к выводу, что можно отказаться от одной пары шкотовых ле­бедок в кокпите, особой необходимости в них нет, решено оставить только универ­сальные лебедки на рубке. Это повлияет на стоимость лодки в сторону ее умень­шения. В стадии реализации разработ­ка трим-таба – регулируемого спойлера в задней кромке киля для достижения боль­шей остроты лавировочного угла лодки.

Luka30-01

Коммерческая составляющая проекта: стоимость, рынки, на которые рассчитана яхта. Есть ли заказчики и первые покупатели?

На прошедшем бот-шоу в Дюссель­дорфе лодка вызвала большой интерес как у специалистов, так и обычных посе­тителей-яхтсменов. В Словении Luka30 уже даже успела стать «лодкой года» в своем размере! Благодаря сочетанию стоимость/базовая комплектация, она выгодно отличается от предложений конкурентов в данном сегменте. Ведь это обычная практика – в рекламе стоит од­на стоимость, например 65000 евро, на деле получается, чтобы полностью под­готовить лодку к выходу на воду, необхо­димо докупить опционное оборудование еще на 50000. Наша лодка, полностью го­товая к гонкам, обойдется заказчикам в 78000 евро. И это монотип, практически в топовой комплектации, с гоночными па­русами и карбоновым рангоутом.

География потенциального рынка практически не ограничена. Уже есть первые заказы из Европы. Две лодки за­казаны в Японию, по одной в Гонконг и Нидерланды. На стадии обсуждения – контракты в ОАЭ, Германии, США. На верфи OceanTec уже начато серийное про­изводство яхты.

Возможность ознакомления в Украине?

Яхта с мая находится в Украине и вы­ходит на испытания в акватории Киев­ского водохранилища. Посмотреть на нее можно на базе яхт-клуба КДПЮ. Также по предварительной заявке можно провести тест-драйв лодки.

Luka30-03

Перспективы и планы на будущее: организация регат класса в Украине и за границей?

Как только этот класс будет присут­ствовать на трех континентах и насчиты­вать не менее двадцати яхт в мире, L30 сможет получить статус международного класса ISAF. Мы сможем проводить кон­тинентальные чемпионаты и чемпиона­ты мира.

Хотелось бы организовать флот не только в Киеве, но и в других городах и странах. Возможно, по принципу совмест­ного владения, что дает возможность яхтсменам расширить географию мест, где можно ходить и гоняться на L30. При на­личии флотов в различных яхт-клубах мира ассоциация класса сможет про­водить регаты различного масштаба в формате гонок с пересадкой, когда участ­никам не нужно привозить свои яхты на место проведения регаты, что значитель­но уменьшит затраты участников.

Помимо гонок монофлота мы плани­руем попробовать свои силы в гонках по правилам обмера ORC и IRC уже в следую­щем сезоне на крупных международных регатах.

Может ли яхта Luka30 стать родоначальницей нового яхтостоительного бренда?

На выставке в Дюссельдорфе часто зву­чал вопрос: «А существует ли модельный ряд лодок иных размерений? Возможно ли это?» Думаю, что нет… Я больше полу­чаю удовольствие от хождения на яхте, а не от их строительства. Мы создали эту лодку, потому что у нее нет аналогов в ми­ре. Хотя есть одна идея – это гоночная ки­левая лодка для юниоров с экипажем от 5 до 7 человек – что-то наподобие мини L30. Как правило, наши дети учатся на «Опти­мистах» – швертботах-одиночках. Почему в мире не существует детских командных яхт? У нас в Клубе детские команды ходят на Platu25 в слабый ветер и остаются от этого в восторге.


Текст: Сергей ПОЛИЩУК, фото Павел ЗМЕЙ