Живая легенда украинского яхтинга

share on:

Наверное это и есть наивысшее счастье, поздравлять с замечательным юбилеем живую легенду парусного спорта.
16 марта исполнилось 90 лет удивительной женщине, Галине Васильевне Нарынской.
Галина Васильевна, мастер спорта СССР, многократный чемпион УССР, призёр многих национальных и международных регат. Галина Васильевна – яхтенный капитан, судья по парусному спорту и тренер. Многие годы Галина Васильевна была бессменным капитаном такой же легендарной, как она николаевской яхты «Лада», класса «Дракон».
Всё за что берется Галина Васильевна в своей жизни, она делает с максимальной отдачей и неизменно достигает в выбранном деле лучших результатов.
Это всё конечно же так, и всего этого вполне хватило бы, для жизнеописания выдающегося яхтсмена, и особенно для женщины-гонщицы, которая с успехом конкурировала на дистанции не только со своими соперницами, но и со многими титулованными гонщиками мужчинами.
Но есть одна грань её яркого таланта, о которой мне хочется рассказать особо.
Галина Васильевна – гениальный парусный мастер. Это слово – гениальный, я употребляю здесь вполне осознанно и без малейшего преувеличения. Её глубокое понимание теории паруса, аэродинамики парусной системы яхты во взаимодействии с гидродинамической системой корпуса, и главное – в сочетании с невероятной интуицией всегда даёт великолепные результаты.
Но и это ещё, тоже не всё. Галина Васильевна не просто шила непревзойдённые паруса. Она делала намного больше. Она учила нас под ними ходить. Терпеливо и упорно, она объясняла нам, молодым и амбициозным, не всегда умевшим и желавшим слушать, принципы работы пошитых ей парусов, правила их постановки и несения, настройки и регулирования в разных условиях, при разных ветрах, разном волнении и на разных курсах.
Однако даже этим дело тоже не заканчивалось. Потом Галина Васильевна, принимая участие в судействе, тщательно следила за своими учениками, ходившим под её парусами, и после гонок делала свои замечания и давала бесценные рекомендации.
Для многих одесских яхтсменов, обращение к Галине Васильевне было обязательным пунктом в подготовке к парусному сезону. Мы ездили к ней в Николаев сначала весной, перед началом навигации, а потом летом в июле, перед стартами главного события сезона – «Кубка Черного моря». Время было небогатое и Галина Васильевна терпеливо, раз за разом перешивала наши ветхие паруса, давая им вторую, третью и тридцать третью жизнь и молодость. Но и на этом дело тоже не заканчивалось. Когда площадь парусов, в результате многочисленных перешивок и подрезок становилась совсем уж мала для яхты, на которой их носили многие годы, парус передавался по наследству на яхту меньшего размера, и все начиналось. И эти паруса опять начинали ездить в Николаев. И никогда, слышите друзья, никогда Галина Васильевна не отказывала. И деньги для неё тоже всегда были на последнем месте. Главным всегда были паруса. Галина Васильевна всегда жила очень скромно, а цены при этом у неё всегда были доступными, а иногда и чисто символическими. Она житейски мудрая женщина, прекрасно понимала время, наши возможности, молодые семьи, малых детей, и порой едва ли окупала нитки и фурнитуру. Она давала нам неизмеримо большее, чем замечательные паруса. Она давала нам уроки человечности и настоящей морской дружбы и парусного братства.
У меня на яхте были, да и сегодня есть паруса, которым уже более тридцати лет. Вернее ткани, из которой они перешивались Галиной Васильевной несчётное количество раз. И все они хранят тепло рук дорогой Галины Васильевны.
Сколько раз я отправлял их на пенсию. Сколько раз приносил на яхту молодых конкурентов этим парусам с модными заморскими лейблами, который привозили мне друзья с самых модных свалок, что на задних дворах греческих и турецких яхт-клубов. Знаете, что чаще всего потом происходило? Через весьма непродолжительное время, после нескольких почетных крайних мест в конце финишного протокола, я понуро плелся в парусный рундук со всем своим свеже приобретенным богатством, извинялся перед незаслуженно списанными, видавшими видами, потрепанными, выцвевшими и латанными-перелатанными парусами Галины Васильевны и опять заносил их на яхту. И гоночная жизнь сразу возвращалась в привычное русло.
Все свои успехи в парусных гонках, я так или иначе связываю с Галиной Васильевной, с её замечательными парусами и с её бесценной образовательной и воспитательной работой.
И самое удивительное, Галина Васильевна не просто смогла сохранить себя, как парусный мастер, но и оказалась более, чем актуальной, когда пришла эра компьютерного проектирования и высокотехнологичного производства современных парусов. Особенно по началу, когда в эйфории новых технологий, за цифрами, формулами и операторами компьютерных программ, мы перестали видеть и чувствовать душу паруса. И стали шить сказочно красивых, гламурных уродцев. А они, эти парусоподобные недоразумения, естественно отказывались работать так, как это положено. И тогда наступал шок. Я сгребал в кучу всё это великолепное, хрустящее непотребство, садился в машину и несся к своему парусному ангелу-хранителю в Николаев. Друзья, нужно было видеть улыбку этой потрясающей женщины, когда в видавшем виды спортивном зале базы «Спартак» между батутами и спортивными матами, я расстилал эти свои сокровища, стоившие тогда для меня все деньги этого мира. Потом Галина Васильевна не долго смотрела на все это цифровое безумие, решительно брала в руки ножницы и все начиналось сначала. Благодаря своей невероятной интуиции и ясному видению парусов и парусной яхты насквозь, она выдыхала в этот парус душу и он оживал. Потому что яхты и паруса – это одухотворённые сущности, которые не возможно оживить алгоритмами компьютерных программ, без интуиции и провидения. Именно в этих вещах и состоит талант и неповторимость Галины Васильевны. Будучи молодым пацаном я не всегда ощущал нашу разницу в возрасте и возил Галине Васильевне тяжеленные грота яхты «Л6». Я с напряжением вынимал их из багажника, пыхтя затаскивал на второй этаж, оставлял на полу в тесной коморке парусной мастерской, и даже не задумывался, каких усилий потом будет стоить этой уже не юной женщине, ворочать тяжеленный парус под швейной машинкой. Зато я был целиком уверен в неизменно хорошем результате. И никогда Галина Васильевна не жаловалась, а я даже не задумывался. Теперь мне за это безумно стыдно. И лишь один раз, уже совсем недавно Галина Васильевна мне сказала – всё, не привози мне больше эти тяжеленные грота, я больше не могу. И только тогда до меня дошёл весь ужас моих поступков на протяжении многих лет. Но и это ещё был не конец. Пришел новый период нашего сотрудничества. Было пошито и перешито множество спинакеров. Я твердо уверен в том, что спинакера из парусного гардероба яхты «Ланжерон», на сегодняшний день лучшие на классических яхтах украинского крейсерского парусного флота. И все они хранят в себе частицы души и тепло рук Галины Васильевны. Очевидно секрет успеха состоит ещё и в том, что яхты класса «Дракон» и «Л6» очень похожи. Фактически «шестёрка» и есть большой «Дракон». И это глубочайшее понимание особенностей парусного вооружения, конструкции корпуса и обводов корпуса классической парусной яхты, их сочетания и взаимодействия и позволило Галине Васильевне создать свои гениальные парусные шедевры, которые и сегодня позволяют «Ланжерону» удерживаться на приличной дистанции, рядом с современными супер яхтами. Я даже не знаю, сколько поколений нас разделяет, но на примере Галины Васильевны хорошо видно, что трудолюбие, упорство, одаренность, интеллект и интуиция способны стирать любые временные рамки и оставлять человека актуальным на многие годы.
Поэтому.
Дорогая моя, Галина Васильевна! Дорогой мой учитель, наставник и старший товарищ! Искренне и от всей души поздравляю Вас с прекрасным юбилеем. Здоровья Вам, радости и многих лет, наполненных глубоким смыслом и содержанием! И давайте нам пожалуйста до ста двадцати, а дальше мы ещё что-то придумаем!


Текст: Натан ГОНОПОЛЬСКИЙ

Leave a Response