Родителям начинающих яхтсменов

share on:

Мы очень рады представить своего рода руководство для родителей. Мы надеемся, что вы найдете здесь много интересного, ценного и полезного для себя, особенно если вы не занимались в прошлом парусным спортом. Данный материал является адаптированным переводом совместной статьи Кеннета Андерсона, спортивного директора ассоциации класса «Оптимист» США (1999–2004 гг.), и Джона Сторка мл., президента ассоциации класса «Оптимист» США. Перевод и дополнения – Евгений Витебский, директор одесской областной ДЮСШ парусного спорта.

Занятие парусным спортом на «Оптимисте» – замечательное время в жизни, как самого юного яхтсмена, так и всей семьи. Это время, когда ваш ребенок переходит из детского возраста в подростковый период жизни. И то, как вы справляетесь с этим переходным периодом, имеет серьезные и долгосрочные последствия для ваших отношений с вашими детьми. Одним из преимуществ занятия парусным спортом на «Оптимисте» является то, что он позволяет так или иначе, в той или иной степени принимать участие всей семье. В отличие от других видов спорта, где тренер может отобрать лучших игроков и оставить других на скамейке запасных или вообще вне игры, под парусом ходят все. Но, к сожалению, как и в других видах спорта, всегда будут те, кто лучше других. Очень важно, чтобы вы, как родители, осознали это в своих отношениях с вашим ребенком. Чаще всего правы оказываются те родители, кто не оказывает излишнее давление на своих юных спортсменов, а просто обеспечивает им поддержку по мере необходимости. Как и в других видах спорта, всегда есть те, кто давит слишком сильно. И такие родители рискуют полностью оттолкнуть своего начинающего яхтсмена от этого замечательного вида спорта.

В качестве руководства мы включили некоторые советы, которые, надеемся, позволят вам наслаждаться годами, отданными вашим ребенком занятиям парусным спортом на «Оптимисте».

Это наш путеводитель в начало увлекательного пути в парусном спорте.

Первые шаги

Итак, ваш ребенок начал заниматься в парусной школе. Что это значит для него?

Парусный спорт – отличный вид спорта, который обеспечивает как физическую активность, так и много времени, проводимого на свежем воздухе. Но это также спорт, который учит вашего ребенка быть ближе к природе, получить возможность справляться с ветром и водой, использовать эти силы природы. Первоочередной задачей, конечно же, является их понимание и уважение.

Осваивая теорию и практику хождения под парусом, ваш ребенок научится оценивать различные ситуации (например, ветровые условия, риск опрокидывания или столкновения), принимать быстрые решения, что и как делать в определенной ситуации, а затем превращать мыслительный процесс в действие. Благодаря этому опыту он повысит свою самооценку и будет все больше и больше верить в нее и в свои силы.

В процессе занятий парусным спортом приходится сталкиваться со многими различными видами деятельности, и, поскольку ребенку трудно, например, в одиночку готовить и спускать на воду лодку, он начнет общаться с другими детьми. Быстро сложатся новые дружеские отношения, которые, возможно, будут продолжаться многие годы. Социальный аспект – большая часть парусного спорта.

Парусный спорт занимает больше времени, чем, например, игра в футбол. Часто день занятий парусным спортом может быть с 8 утра и до 5 часов вечера. Просто подумайте о том, что ваш ребенок проведет меньше времени с компьютером или просто дома. Можно быть уверенным, что вы будете осознавать это все больше и больше с каждым днем, который ваш ребенок потратит на этот великий вид спорта.

Что это значит для вас? Целью занятий является, в первую очередь, парусное образование, что означает развитие способности управлять лодкой в разных условиях. Впоследствии ваш ребенок сможет использовать эти знания в любом классе и типе яхт, будь-то прогулки под парусом или гонки. Все типы яхт используют одни и те же основы и принципы и, пройдя эту школу, он поймет основные принципы парусного спорта. Парусный спорт – это занятие и спорт на всю жизнь, и когда он перейдет к другим типам яхт, все навыки, полученные в «Оптимисте», будут полезны.

Ваша помощь нужна, даже если вы ничего не знаете о парусном спорте. Нужно иметь в виду, что она нужна, например, при вооружении и спуске лодки.

Естественно, вы будете тратить некоторое время на то, чтобы помочь команде, группе и своему ребенку, в том числе, но мы обещаем вам, что вы прекрасно проведете время и что многие родители будут завидовать вам, видя, что вы проводите так много времени со своим ребенком.

Как только ваш ребенок выучит достаточное количество основных элементов парусного спорта и приобретет достаточно навыков, он или она будет готов к первой регате. Это означает, что теперь и вам нужно будет сделать шаг вперед, потому что здесь действительно нужна ваша помощь – спортсменов и их лодки нужно перевезти, побеспокоиться о размещении и питании, решить другие организационные вопросы. Многие факторы должны собраться воедино.

Мы уверены, что вы уже сложили для себя более-менее полную картину. Парусный спорт в «Оптимисте» – во многом родительский спорт. В хорошем смысле. И без помощи родителей молодым спортсменам не обойтись. Поэтому, когда тренер, руководители школы или клуба обращаются к вам за помощью, вы можете быть уверены, что не потратите свое время и усилия впустую.

О роли тренера в учебно-тренировочном процессе

Тренер – это парусный учитель вашего ребенка. Этот человек имеет достаточно опыта, чтобы научить его тому, что он должен знать, чтобы освоиться, быть на воде и участвовать в регатах.

Несмотря на важность поддержки родителей, большинство тренеров ценят возможность тренировать без их вмешательства. Парусный спорт в «Оптимисте» – действительно «родительский» спорт. Существует много того, что родители могут сделать, что бы занятия и тренировки были легче для тренера. Тренер должен тратить столько времени со спортсменом, насколько это возможно. Это время, когда спортсмен и тренер говорят о тренировках, гонках и готовят лодку. Просто спросите тренера, что вы можете сделать, и мы уверены, что он будет более чем рад принять вашу помощь.

Но есть также и вещи, которые вы НЕ должны делать. Например, стараться быть личным тренером ребенка. Это настолько важно, что бы ваш ребенок имел кого-то, кто встретит его после времени, проведенного на воде. Кого- то, кто спросит, как все прошло, все ли хорошо и в порядке. Пусть тренер тренирует, а вы можете сосредоточиться на воспитании.

Мы видели много родителей, которые стараются быть и тренером, и родителями. Иногда это работает, но чаще это не так. Проблема здесь в том, что, когда все идет хорошо – нет никаких проблем. Но потом, если что-то пошло не так, как планировалось или хотелось, спортсмен должен иметь кого-то, к кому он может прийти в этом случае. И это вы, родители. Если вы пытаетесь быть и тренером, и родителем, то ваш ребенок будет путаться и не знать, когда какую роль вы играете.

Другая, еще большая проблема в том, как подается информация. Каждый хороший тренер имеет спланированную программу и точно знает, чему в какой период яхтсмен должен научиться. Но все приходит в определенной последовательности. Вы не можете научить всему за месяц и это нужно понимать. Если вы начинаете разговор с яхтсменом о какой-то теме в отсутствие тренера, это приведет к путанице, а не помощи в процессе обучения. Даже если вы говорите с ребенком о той же теме, что и тренер, вы можете ввести его в заблуждение. Тренер способен объяснять вещи, и если вы пытаетесь использовать свой путь, ребенок ничего не получает из него. Не пытайтесь смешивать роли родителя и тренера!

Что должны делать родители

Когда вы приходите в яхт-клуб, то можете выбрать один из двух путей: или заниматься исключительно своими собственными проблемами, или еще помогать другим. Наиболее естественно, конечно же, это просто помочь своему ребенку подготовиться, но самое правильное, это помочь всем, кто нуждается в помощи.

Перед тренировкой вы можете помочь вооружить, подготовить лодку:

  • Следуйте указаниям тренера о том, как лодка должна быть вооружена. Помогите яхтсмену перемещать лодку, привести ее к спуску от места стоянки и т.д. Вы также можете частично вооружить лодку.
  • Убедитесь, что лодка соответствует правилам безопасности: баллоны безопасности надуты, все ли крепления на месте, не изношены ли концы, есть ли повреждения паруса? Сделайте это вместе с ребенком.
  • Поговорите с яхтсменом о предстоящей тренировке. Поговорите о ветре и погоде. Если ребенок не решается или не хочет выходить в этот день на воду, убедите его не пропускать тренировку. Ведь тренер всегда рядом.
  • Поощряйте детей оказывать помощь друг другу вооружать лодки.
  • Помогайте спускать лодки на воду. Убедитесь, что тележки убраны со слипа и не мешают другим.
  • Помогайте избегать случайных и ненужных повреждений лодок.

Во время тренировки:

Ничего не делайте, оставайтесь на берегу, и пусть тренер делает свою работу. Заводите новые знакомства и общайтесь с другими родителями.

После тренировки:

  • Будьте готовы прийти к слипу, чтобы помочь яхтсменам поднять лодки с воды. Подготовьте тележки вблизи слипа.
  • Помогите детям расставить лодки на свои места.
  • Убедитесь, что лодки по завершении тренировки зачехлены и что дети заботятся о вооружении и снаряжении: если необходимо почистить, помыть и сложить его должным образом.
  • Спросите ребенка о тренировке, проявите и продемонстрируйте интерес к парусному спорту.

Есть и много других вещей, которые можно и необходимо делать.

Помогайте сохранять снаряжение и оборудование. Принадлежащие школам и клубам лодки, тележки, тренерские катера, другое оборудование для тренировок – все нуждается в уходе и ремонте время от времени.

Это следующие вещи, которые вы можете делать:

  1. ремонт повреждений корпуса лодки;
  2. ремонт руля и шверта;
  3. замена оковок, креплений, дельных вещей;
  4. замена такелажа;
  5. проверка воздуха в колесах тележки;
  6. проверка защитного покрытия тележки.

Наверняка вы заинтересованы в том, чтобы тренер тратил больше времени со спортсменом. Таким образом, вы должны оказать ему в этом возможную помощь.

Добро пожаловать в замечательный мир парусного спорта. Верим, что ваш ребенок и вы приняли правильное решение, выбрав этот такой красивый и замечательный вид спорта. Хорошего ветра!


Текст: Джон СТОРК мл., Кеннет АНДЕРСОН
Перевод: Евгений ВИТЕБСКИЙ
Фото: Егор ПОЛИЩУК, Сергей ПОЛИЩУК

Leave a Response